18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда

№65
Материал из газеты

Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера

Легендарный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки (1913–1990) уехал из СССР на свою историческую родину в Грецию в 1978 году, оставив, как известно, значительную часть своего собрания Третьяковской галерее. Но и то, что он смог взять с собой, представляло и представляет огромный интерес и для историков искусства, и для широкой публики. 
После смерти Георгия Дионисовича Греция выкупила у его наследников эти произведения вместе с богатым архивом, передав экспонаты в 2000 году в ведение Государственного музея современного искусства в Салониках. 

По прошествии лет в музее, руководимом Марией Цанцаноглу, начался процесс обновления и реорганизации экспозиции. Отчасти это связано с возникновением нового музейного объединения Metropolitan Organization of Museums of Visual Arts (MOMus), но конкретно для этой институции в Салониках изменения носят еще и концептуальный характер. В 2017 году здесь создан комитет по развитию, который возглавила наша соотечественница Кристина Краснянская, учредитель Heritage Art Foundation. «Мы не только приняли участие в создании новой экспозиции музея, — сказала она TANR, — но и разработали обширную образовательную и научную программу. На базе знаменитой коллекции Георгия Костаки будет основан исследовательский центр русского авангарда, создана библиотека редких книг о русском искусстве этого периода, на постоянной основе начнет работать лекторий, где будут выступать ведущие мировые специалисты по авангарду». 

В свою очередь  член попечительского совета музея в Салониках, основатель благотворительного фонда AVC Charity Андрей Чеглаков добавляет: «То, что половина этого знаменитого собрания находится сегодня в европейском музее, способствует продвижению русской культуры на Западе, но и одновременно накладывает на нас дополнительные обязательства».
Нынешняя временная выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» послужит прообразом будущей постоянной экспозиции. По словам ее кураторов Наталии Автономовой и Аллы Лукановой, она структурирована между двумя полюсами: «предавангардом», включающим работы символистского, импрессионистического и неопримитивистского толка, и «пост­авангардом» с произведениями 1930-х годов. 

В таком хронологическом обрамлении представлен авангард классический — работы Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Надежды Удальцовой, Владимира Татлина, Павла Филонова и многих других авторов. 

В качестве дизайнеров выставки выступили москвичи Кирилл Асс и Надя Корбут. А издательство ABC-Design подготовило каталог на греческом и английском языках. Сверхзадача проекта — продемонстрировать на материале части коллекции Костаки историческую и творческую связанность разных этапов в развитии русского авангарда. Под «Рестарт» отведено сейчас все пространство музея, и такой формат должен сохраниться и в будущем. 

Государственный музей современного искусства
Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+