18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда

№65
Материал из газеты

Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера

Легендарный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки (1913–1990) уехал из СССР на свою историческую родину в Грецию в 1978 году, оставив, как известно, значительную часть своего собрания Третьяковской галерее. Но и то, что он смог взять с собой, представляло и представляет огромный интерес и для историков искусства, и для широкой публики. 
После смерти Георгия Дионисовича Греция выкупила у его наследников эти произведения вместе с богатым архивом, передав экспонаты в 2000 году в ведение Государственного музея современного искусства в Салониках. 

По прошествии лет в музее, руководимом Марией Цанцаноглу, начался процесс обновления и реорганизации экспозиции. Отчасти это связано с возникновением нового музейного объединения Metropolitan Organization of Museums of Visual Arts (MOMus), но конкретно для этой институции в Салониках изменения носят еще и концептуальный характер. В 2017 году здесь создан комитет по развитию, который возглавила наша соотечественница Кристина Краснянская, учредитель Heritage Art Foundation. «Мы не только приняли участие в создании новой экспозиции музея, — сказала она TANR, — но и разработали обширную образовательную и научную программу. На базе знаменитой коллекции Георгия Костаки будет основан исследовательский центр русского авангарда, создана библиотека редких книг о русском искусстве этого периода, на постоянной основе начнет работать лекторий, где будут выступать ведущие мировые специалисты по авангарду». 

В свою очередь  член попечительского совета музея в Салониках, основатель благотворительного фонда AVC Charity Андрей Чеглаков добавляет: «То, что половина этого знаменитого собрания находится сегодня в европейском музее, способствует продвижению русской культуры на Западе, но и одновременно накладывает на нас дополнительные обязательства».
Нынешняя временная выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» послужит прообразом будущей постоянной экспозиции. По словам ее кураторов Наталии Автономовой и Аллы Лукановой, она структурирована между двумя полюсами: «предавангардом», включающим работы символистского, импрессионистического и неопримитивистского толка, и «пост­авангардом» с произведениями 1930-х годов. 

В таком хронологическом обрамлении представлен авангард классический — работы Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Надежды Удальцовой, Владимира Татлина, Павла Филонова и многих других авторов. 

В качестве дизайнеров выставки выступили москвичи Кирилл Асс и Надя Корбут. А издательство ABC-Design подготовило каталог на греческом и английском языках. Сверхзадача проекта — продемонстрировать на материале части коллекции Костаки историческую и творческую связанность разных этапов в развитии русского авангарда. Под «Рестарт» отведено сейчас все пространство музея, и такой формат должен сохраниться и в будущем. 

Государственный музей современного искусства
Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+