В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России

Паоло Трубецкой. «Детские головки». 1899. Гипс подкрашенный. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Паоло Трубецкой. «Детские головки». 1899. Гипс подкрашенный.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Паоло Трубецкой (1866–1938) — «русский итальянец», потомок князей Трубецких, родился и жил в основном в Италии, но легко менял страны, где работал, чувствуя себя как дома и в России, и во Франции, и в Америке, свободно говорил на нескольких языках, на русском, правда, с акцентом. 

В академиях будущий скульптор не учился, но считать его самоучкой, как почему-то стало принято, тоже было бы неверно. Первые уроки рисунка и живописи Паоло получил у миланского художника-импрессиониста Даниэле Ранцони, подолгу гостившего в семье Трубецких на их вилле на Лаго-Маджоре. Ремеслу же его обучал миланский скульптор Джузеппе Гранди, тоже приверженец импрессионизма, как и самый знаменитый импрессионист в скульптуре Медардо Россо, опять же миланец, работы которого Трубецкой, несомненно, видел.

В Москву уже признанный в Европе скульптор приехал в 1897 году и сразу произвел фурор в местной художественной среде. Приглашенный преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1898 году, он поражал учеников (среди которых были и начинающие свой путь Николай Андреев, Владимир Домогацкий, Сергей Коненков) быстрой подвижной лепкой, создающей живую игру света, точностью передачи характера и настроения модели. Для европейской знаменитости даже построили бронзолитейную мастерскую и выписали литейщика из Италии.  

«Итальянцем» восхищались Александр Бенуа, Игорь Грабарь и Валентин Серов. И столь же яростно ругали традиционалисты, как Владимир Стасов, гневно писавший о заезжем «декаденте»: «Сколько изуродованных у него в глине кавалеров, военных, штатских и даже собак и лошадей!»

Но почитателей у Трубецкого было куда больше. Ему позировали Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Лев Толстой, приезжавший каждый день в мастерскую скульптора на лошади, высший свет и семья Романовых. Так что не случайно, что и заказ на памятник Александру III (1909) в Петербурге получил Трубецкой, а не признанные  мэтры-академики Владимир Беклемишев, Марк Антокольский или Матвей Чижов. Памятник для своего времени получился удивительный — и по пластическому решению, и по образу. 

Уехав из России в 1906 году, Трубецкой оставил около 50 произведений в разных жанрах, в основном портретов. Все они хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, где два года назад, в 150-летний юбилей скульптора, прошла большая его ретроспектива. 

Теперь пришла очередь и Третьяковки, где на выставке будет 80 работ: 20 из галерейного собрания, часть из Русского музея. Вещи известные, но будут и  40 работ из собрания коллекционера Давида Якобашвили, в том числе и портрет жены скульптора Элин Трубецкой, существующий в единственном экземпляре. И эти работы наши зрители точно увидят впервые, поскольку выполнены они все в Италии, Франции и США.  

Государственная Третьяковская галерея
Скульптор Паоло Трубецкой
22 июня – 26 августа

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+