В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России

Паоло Трубецкой. «Детские головки». 1899. Гипс подкрашенный. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Паоло Трубецкой. «Детские головки». 1899. Гипс подкрашенный.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Паоло Трубецкой (1866–1938) — «русский итальянец», потомок князей Трубецких, родился и жил в основном в Италии, но легко менял страны, где работал, чувствуя себя как дома и в России, и во Франции, и в Америке, свободно говорил на нескольких языках, на русском, правда, с акцентом. 

В академиях будущий скульптор не учился, но считать его самоучкой, как почему-то стало принято, тоже было бы неверно. Первые уроки рисунка и живописи Паоло получил у миланского художника-импрессиониста Даниэле Ранцони, подолгу гостившего в семье Трубецких на их вилле на Лаго-Маджоре. Ремеслу же его обучал миланский скульптор Джузеппе Гранди, тоже приверженец импрессионизма, как и самый знаменитый импрессионист в скульптуре Медардо Россо, опять же миланец, работы которого Трубецкой, несомненно, видел.

В Москву уже признанный в Европе скульптор приехал в 1897 году и сразу произвел фурор в местной художественной среде. Приглашенный преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1898 году, он поражал учеников (среди которых были и начинающие свой путь Николай Андреев, Владимир Домогацкий, Сергей Коненков) быстрой подвижной лепкой, создающей живую игру света, точностью передачи характера и настроения модели. Для европейской знаменитости даже построили бронзолитейную мастерскую и выписали литейщика из Италии.  

«Итальянцем» восхищались Александр Бенуа, Игорь Грабарь и Валентин Серов. И столь же яростно ругали традиционалисты, как Владимир Стасов, гневно писавший о заезжем «декаденте»: «Сколько изуродованных у него в глине кавалеров, военных, штатских и даже собак и лошадей!»

Но почитателей у Трубецкого было куда больше. Ему позировали Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Лев Толстой, приезжавший каждый день в мастерскую скульптора на лошади, высший свет и семья Романовых. Так что не случайно, что и заказ на памятник Александру III (1909) в Петербурге получил Трубецкой, а не признанные  мэтры-академики Владимир Беклемишев, Марк Антокольский или Матвей Чижов. Памятник для своего времени получился удивительный — и по пластическому решению, и по образу. 

Уехав из России в 1906 году, Трубецкой оставил около 50 произведений в разных жанрах, в основном портретов. Все они хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, где два года назад, в 150-летний юбилей скульптора, прошла большая его ретроспектива. 

Теперь пришла очередь и Третьяковки, где на выставке будет 80 работ: 20 из галерейного собрания, часть из Русского музея. Вещи известные, но будут и  40 работ из собрания коллекционера Давида Якобашвили, в том числе и портрет жены скульптора Элин Трубецкой, существующий в единственном экземпляре. И эти работы наши зрители точно увидят впервые, поскольку выполнены они все в Италии, Франции и США.  

Государственная Третьяковская галерея
Скульптор Паоло Трубецкой
22 июня – 26 августа

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+