18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Интенсивная терапия для пострадавших херувимов

№64
Материал из газеты

В Германии реставрируют «Мадонну с херувимами» Донателло. Она оказалась в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при пожарах в зенитной башне,стоявшей на востоке Берлина

В реставрационной мастерской Музея Боде в Берлине глава реставрационного отдела Пауль Хофман показывает на блестящий участок на руке Девы Марии с терракоты Донателло «Мадонна с херувимами» (около 1440): «Это все, что сохранилось от красочного слоя». «Мадонна с херувимами» была в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при двух пожарах в зенитной башне, стоявшей на востоке Берлина в районе Фридрихсхайн. Скульптуры распадались на фрагменты, мрамор превращался в известь, а керамика, гобелены, золото и слоновая кость были утрачены навсегда.

При финансовой поддержке Художественного фонда Эрнста фон Сименса Государственные музеи Берлина ведут сейчас реставрацию 59 произведений из числа тех, что были вывезены трофейными бригадами в СССР и позднее возвращены в Германию. Речь о предметах, которые пострадали настолько серьезно, что экспонировать их уже не представлялось возможным. По мнению генерального секретаря фонда Мартина Гернеса, «реставрация важнее приобретений». «Приобретая произведения такого уровня на рынке сейчас, нам пришлось бы заплатить в несколько раз больше, чем сумма, которую мы вкладываем в реставрацию, — если бы они вообще оказались в продаже», — подчеркивает он.

Гернес не сообщает, сколько его фонд выделил на берлинский проект, который входит в число 240 программ, финансируемых в рамках инициативы «Искусство из запасников». С 2014 года, когда стартовал этот пользующийся поддержкой частных и государственных фондов проект, выделено уже более €23 млн. Кроме того, Художественный фонд Эрнста фон Сименса финансирует научный обмен между берлинскими реставраторами и их коллегами из Пушкинского музея в Москве.

Реставрационная мастерская Музея Боде напоминает отделение интенсивной терапии. На столах лежат два знаменосца работы итальянского мастера Туллио Ломбардо, разбитые на фрагменты. Когда-то они украшали одну из венецианских церквей. Реставраторы хотят установить скульптуры на металлические стержни, что позволит экспонировать их вертикально.

Что же касается рельефа Донателло, то специалисты начали с того, что удалили установленную советскими коллегами железную опорную раму, которая могла разрушить произведение из-за коррозии. Они восстановили утраченные участки керамической поверхности и планируют подкрасить ее. Но Хофман говорит, что полностью восстанавливать цвета не станут, поскольку фотография недостаточно точно передает оттенки. Ожидается, что это произведение появится в экспозиции музея в 2019 году. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+