18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Лувре обнаружили гигантский указательный палец императора Константина

Оказалось, что древний экспонат, который изначально считали пальцем ноги, идеально подходит к руке античной бронзовой статуи, хранящейся в Капитолийских музеях в Риме

Фрагменты 12-метровой бронзовой статуи IV века, изображающей императора Константина I, входят в число наиболее ценных экспонатов из бронзы в коллекции Капитолийских музеев. От статуи сохранились гигантская голова, держава, часть левого предплечья и кисть руки без ладони (в нее была вложена держава), части среднего пальца и почти всего указательного пальца. В архивах XII века также содержатся упоминания о ныне утраченной огромной короне.

Фрагменты хранились в папской коллекции на площади перед Латеранским дворцом, а в 1471 году Сикст IV передал их в Капитолийские музеи вместе с Капитолийской волчицей и другими бронзовыми предметами. Большинство специалистов сходятся во мнении, что статуя изображает императора Константина, но некоторые ученые считают, что это памятник его преемнику Константину II, который был внешне похож на него. Место, где изначально стояла статуя, по-прежнему неизвестно.

О судьбе пальца информации нет практически до того момента, как он оказался в Лувре в 1860-х годах вместе с другими предметами из коллекции итальянского маркиза Джампьетро Кампаны. В 1913 году его занесли в каталог как «римский палец ноги» и присвоили ему регистрационный номер BR78.

Бронзовый объект привлек внимание сотрудницы лаборатории Национальных музеев Франции Орелии Азема, которая собирала материал для докторской диссертации по античным техникам сварки, применявшимся при создании крупных бронзовых статуй. Она заметила, что он похож скорее на обломок пальца руки, чем на палец ноги, и что, судя по его длине в 38 см, он может быть частью стоящей статуи высотой около 12 м. Это навело ее на мысль, что палец — еще один фрагмент статуи Константина. Судя по всему, палец, толщина металлических стенок которого составляет около 4,5 мм, был отлит пустотелым, что соответствует технике непрямого литья, в которой была создана статуя. Уверенности добавило и стилистическое сходство с римскими фрагментами.

Бенуа Мий, специалист по античной металлургии в лаборатории Национальных музеев Франции и научный руководитель Азема, продолжил исследовать объект в рамках подготовки к выставке коллекции Кампаны, которая откроется в ноябре в Лувре, а позднее переедет в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. После банкротства маркиза в Риме в 1858 году его уникальная коллекция живописи, скульптуры, ювелирных изделий и древностей была распродана в Британию, Россию и Францию. Часть коллекции, в том числе более 10 тыс. античных предметов, приобрел для Лувра Наполеон III.

Сотрудник лаборатории Лувра Николя Мелар создал копию пальца при помощи технологии 3D-моделирования. Первого мая вместе с кураторами из Лувра Франсуазой Готье и Софи Декан ученые доставили копию в римский музей. Оказалось, что она идеально подходит к статуе Константина — вплоть до мельчайших деталей.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+