18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Лувре обнаружили гигантский указательный палец императора Константина

Оказалось, что древний экспонат, который изначально считали пальцем ноги, идеально подходит к руке античной бронзовой статуи, хранящейся в Капитолийских музеях в Риме

Фрагменты 12-метровой бронзовой статуи IV века, изображающей императора Константина I, входят в число наиболее ценных экспонатов из бронзы в коллекции Капитолийских музеев. От статуи сохранились гигантская голова, держава, часть левого предплечья и кисть руки без ладони (в нее была вложена держава), части среднего пальца и почти всего указательного пальца. В архивах XII века также содержатся упоминания о ныне утраченной огромной короне.

Фрагменты хранились в папской коллекции на площади перед Латеранским дворцом, а в 1471 году Сикст IV передал их в Капитолийские музеи вместе с Капитолийской волчицей и другими бронзовыми предметами. Большинство специалистов сходятся во мнении, что статуя изображает императора Константина, но некоторые ученые считают, что это памятник его преемнику Константину II, который был внешне похож на него. Место, где изначально стояла статуя, по-прежнему неизвестно.

О судьбе пальца информации нет практически до того момента, как он оказался в Лувре в 1860-х годах вместе с другими предметами из коллекции итальянского маркиза Джампьетро Кампаны. В 1913 году его занесли в каталог как «римский палец ноги» и присвоили ему регистрационный номер BR78.

Бронзовый объект привлек внимание сотрудницы лаборатории Национальных музеев Франции Орелии Азема, которая собирала материал для докторской диссертации по античным техникам сварки, применявшимся при создании крупных бронзовых статуй. Она заметила, что он похож скорее на обломок пальца руки, чем на палец ноги, и что, судя по его длине в 38 см, он может быть частью стоящей статуи высотой около 12 м. Это навело ее на мысль, что палец — еще один фрагмент статуи Константина. Судя по всему, палец, толщина металлических стенок которого составляет около 4,5 мм, был отлит пустотелым, что соответствует технике непрямого литья, в которой была создана статуя. Уверенности добавило и стилистическое сходство с римскими фрагментами.

Бенуа Мий, специалист по античной металлургии в лаборатории Национальных музеев Франции и научный руководитель Азема, продолжил исследовать объект в рамках подготовки к выставке коллекции Кампаны, которая откроется в ноябре в Лувре, а позднее переедет в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. После банкротства маркиза в Риме в 1858 году его уникальная коллекция живописи, скульптуры, ювелирных изделий и древностей была распродана в Британию, Россию и Францию. Часть коллекции, в том числе более 10 тыс. античных предметов, приобрел для Лувра Наполеон III.

Сотрудник лаборатории Лувра Николя Мелар создал копию пальца при помощи технологии 3D-моделирования. Первого мая вместе с кураторами из Лувра Франсуазой Готье и Софи Декан ученые доставили копию в римский музей. Оказалось, что она идеально подходит к статуе Константина — вплоть до мельчайших деталей.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+