18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Лувре обнаружили гигантский указательный палец императора Константина

Оказалось, что древний экспонат, который изначально считали пальцем ноги, идеально подходит к руке античной бронзовой статуи, хранящейся в Капитолийских музеях в Риме

Фрагменты 12-метровой бронзовой статуи IV века, изображающей императора Константина I, входят в число наиболее ценных экспонатов из бронзы в коллекции Капитолийских музеев. От статуи сохранились гигантская голова, держава, часть левого предплечья и кисть руки без ладони (в нее была вложена держава), части среднего пальца и почти всего указательного пальца. В архивах XII века также содержатся упоминания о ныне утраченной огромной короне.

Фрагменты хранились в папской коллекции на площади перед Латеранским дворцом, а в 1471 году Сикст IV передал их в Капитолийские музеи вместе с Капитолийской волчицей и другими бронзовыми предметами. Большинство специалистов сходятся во мнении, что статуя изображает императора Константина, но некоторые ученые считают, что это памятник его преемнику Константину II, который был внешне похож на него. Место, где изначально стояла статуя, по-прежнему неизвестно.

О судьбе пальца информации нет практически до того момента, как он оказался в Лувре в 1860-х годах вместе с другими предметами из коллекции итальянского маркиза Джампьетро Кампаны. В 1913 году его занесли в каталог как «римский палец ноги» и присвоили ему регистрационный номер BR78.

Бронзовый объект привлек внимание сотрудницы лаборатории Национальных музеев Франции Орелии Азема, которая собирала материал для докторской диссертации по античным техникам сварки, применявшимся при создании крупных бронзовых статуй. Она заметила, что он похож скорее на обломок пальца руки, чем на палец ноги, и что, судя по его длине в 38 см, он может быть частью стоящей статуи высотой около 12 м. Это навело ее на мысль, что палец — еще один фрагмент статуи Константина. Судя по всему, палец, толщина металлических стенок которого составляет около 4,5 мм, был отлит пустотелым, что соответствует технике непрямого литья, в которой была создана статуя. Уверенности добавило и стилистическое сходство с римскими фрагментами.

Бенуа Мий, специалист по античной металлургии в лаборатории Национальных музеев Франции и научный руководитель Азема, продолжил исследовать объект в рамках подготовки к выставке коллекции Кампаны, которая откроется в ноябре в Лувре, а позднее переедет в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. После банкротства маркиза в Риме в 1858 году его уникальная коллекция живописи, скульптуры, ювелирных изделий и древностей была распродана в Британию, Россию и Францию. Часть коллекции, в том числе более 10 тыс. античных предметов, приобрел для Лувра Наполеон III.

Сотрудник лаборатории Лувра Николя Мелар создал копию пальца при помощи технологии 3D-моделирования. Первого мая вместе с кураторами из Лувра Франсуазой Готье и Софи Декан ученые доставили копию в римский музей. Оказалось, что она идеально подходит к статуе Константина — вплоть до мельчайших деталей.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+