18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нарисуем — будем жить

В начале июня берлинский Музей архитектурного рисунка, созданный Сергеем Чобаном, отметил пятилетие

Само понятие архитектуры нередко ассоциируется с чем-то заведомо трехмерным и, скорее всего, крупногабаритным. Хотя отправной точкой даже для самого грандиозного проекта может послужить маленький клочок бумаги с несколькими линиями. По крайней мере, так бывало в докомпьютерную эпоху. Традиция архитектурного рисунка насчитывает несколько столетий, и накопившиеся материалы такого рода чрезвычайно ценны, прежде всего для понимающей аудитории. Вероятно, в силу как раз элитарности подобной графики она до поры до времени обходилась без ориентированной исключительно на этот жанр музейной площадки — несмотря на богатые международные архивы, государственные и частные.

Первый музей архитектурного рисунка появился в 2013 году в Берлине, в тесном соседстве с бывшей пивоварней Pfefferberg, еще в 1990-е превращенной в арт-кластер. Инициатором создания и основателем музея стал Сергей Чобан, в прошлом ленинградский архитектор, с 1992 года живущий и работающий в Германии. В основу будущих фондов он положил собственную коллекцию и сам искал возможности для финансирования строительства. Он же выступил в качестве проектировщика здания, а его соавтором стал Сергей Кузнецов — в ту пору партнер Чобана в бюро Speech, впоследствии главный архитектор Москвы.

«Для меня важным было желание сделать проект, где ты сам управляешь процессами реализации, где не идешь на вынужденные компромиссы. Хотя они всегда неизбежны, но в случае с этим зданием компромиссы были минимальны», — поведал Сергей Чобан TANR.

Вроде бы архитекторы действительно стали здесь заказчиками сами для себя, но все равно ограничений хватало. Начать с того, что выделенный участок был размером 8х12 м — понятно, что еще один Лувр ни при каком раскладе возвести не получилось бы. Камерный, «кабинетный» формат музея подразумевался изначально, однако за счет вертикальной ориентации и консольной планировки он вышел довольно емким. И максимально технологичным: проектировщики стремились компенсировать недостаток площадей соблюдением всех мыслимых музейных установок и заботой о комфорте посетителей.

«Климат, безопасность и вообще все, что связано с необходимыми условиями для проведения выставок, — все это в музее создано. И это воспринимается нашими партнерами — и уже состоявшимися, и будущими. За все время не было ни одного отказа, ни одного случая непонимания, для чего нужно такое партнерство», — поясняет Сергей Чобан.

Партнерство не просто красивое слово, а базовый принцип деятельности музея. Хотя он и обладает собственным собранием (в компактном депозитарии на третьем этаже хранятся рисунки Фрэнка Гери, Ивана Леонидова, Даниеля Либескинда, Людвига Миса ван дер Роэ, Оскара Нимейера, Альдо Росси, Захи Хадид, Якова Чернихова), но выставочная политика строится преимущественно на обмене экспозициями. Что-то из своего периодически отправляется в чужие стены, а в здании на Кристиненштрассе столь же периодически принимают гостевые проекты. Отнюдь не гигантские (в двух узких залах помещается не так уж много экспонатов), зато кураторски выверенные и, как правило, незнакомые широкой интернациональной публике.

Сейчас, например, здесь показывают выставку «Видения мировой архитектуры» (Visions of World Architecture), привезенную из лондонского Музея сэра Джона Соуна. Прославленный архитектор-классицист, Соун долгое время преподавал в Королевской академии художеств и для своих лекций заказывал разным художникам видовые акварели — как с изображениями реальных объектов, от Античности до начала XIX века, так и аналитические фантасмагории, иллюстрирующие его взгляды на профессию. Чрезвычайно любопытное зрелище, и к тому же уникальное: в самом музее Соуна такие листы содержатся в запаснике.

Это как раз один из примеров партнерства. С упомянутой лондонской институцией Музей архитектурного рисунка поддерживает постоянную кураторскую связь (первой выставкой в новом музее в 2013 году стал показ работ Пиранези как раз из коллекции Музея Джона Соуна). Почти тогда же началось сотрудничество с парижской Школой изящных искусств. В 2016 году прогремела выставка рисунков из венской Альбертины. Разумеется, гостили на этой берлинской площадке и произведения из России, в частности здесь проходила выставка глиняных рельефов Александра Бродского.

Кто-то скажет: рельефы не графика же. Но сотрудники музея не склонны упираться в догмы. Здесь готовы демонстрировать совершенно разные произведения: от черновых эскизов до проектной документации, от романтических городских пейзажей до чуть ли не поэтажных планов — был бы внутри проекта художественный смысл. Но, кстати, ближайший после музейного микроюбилея хит никак не может подвергнуться жанровым сомнениям: в начале 2019 года обещаны рисунки знаменитого португальского архитектора Алвару Сизы.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+