История архитектуры для неспециалистов

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Архитектор Сергей Чобан и искусствовед Владимир Седов в своей новой книге выводят формулу органичного существования в городе исторической и новаторской архитектуры

Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.
Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.

Перед нами классический научпоп. В хорошем смысле этого слова. Основной целью известного архитектора Сергея Чобана и известного искусствоведа Владимира Седова было сделать небольшую, интересную и доступную для чтения книгу, предназначенную непосвященной публике. Анализируя историю развития архитектурных стилей, но не вдаваясь в детали, Чобан и Седов показывают, что именно современная архитектура потеряла и что приобрела по отношению к прошлым эпохам, а также то, какую картинку города можно создать ее средствами, если представить, что историческая среда не всегда находится в непосредственной близости к жителю, со всех сторон атакованному железобетонными монстрами. Человек, проводящий большую часть жизни между безликим офисом в центре и многоэтажным «курятником» в спальном районе, интуитивно бежит от современной архитектуры. В свою очередь, историческая, чаще всего малоэтажная застройка ассоциируется у него с чем-то значимым, а навыки и мастерство ее создателей — с чем-то давно ушедшим и недостижимым для наших современников.

Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана
Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана

«Архитектура создается для того, чтобы существовать даже не десятилетиями, а столетиями», — заявляют авторы, а вынесенный в заглавие книги принцип «30:70» должен разрешить конфликт сознания у нынешних горожан. Этот принцип представляет собой такой порядок строительства, при котором на 70% средовых, спокойных, приблизительно одинаковых по высоте современных зданий, с небольшой вариативностью, но в массе своей плоских и механистических, будет приходиться 30% зданий, построенных по неизведанным, полностью инновационным проектам (здания-манифесты, здания-объекты). На них и будет сфокусировано внимание наблюдателей — жителей города и туристов. Именно такое соотношение, по мнению авторов, приведет к балансу сил, даст возможность городу сохранять целостность, не рассыпаться на частности и не превращаться в безликую массу, что произойдет при несоблюдении этой пропорции.

Насколько данный подход обязателен, вопрос спорный. Безусловно лишь то, что для людей несведущих эта книга может стать отличным введением в историю архитектурных стилей и дать толчок размышлениям о том, так ли однозначно плоха современная архитектура. Может, и в ней есть какая-то своя, особая красота, и стоит дать ей шанс нашей приязни? 

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+