История архитектуры для неспециалистов

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Архитектор Сергей Чобан и искусствовед Владимир Седов в своей новой книге выводят формулу органичного существования в городе исторической и новаторской архитектуры

Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.
Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.

Перед нами классический научпоп. В хорошем смысле этого слова. Основной целью известного архитектора Сергея Чобана и известного искусствоведа Владимира Седова было сделать небольшую, интересную и доступную для чтения книгу, предназначенную непосвященной публике. Анализируя историю развития архитектурных стилей, но не вдаваясь в детали, Чобан и Седов показывают, что именно современная архитектура потеряла и что приобрела по отношению к прошлым эпохам, а также то, какую картинку города можно создать ее средствами, если представить, что историческая среда не всегда находится в непосредственной близости к жителю, со всех сторон атакованному железобетонными монстрами. Человек, проводящий большую часть жизни между безликим офисом в центре и многоэтажным «курятником» в спальном районе, интуитивно бежит от современной архитектуры. В свою очередь, историческая, чаще всего малоэтажная застройка ассоциируется у него с чем-то значимым, а навыки и мастерство ее создателей — с чем-то давно ушедшим и недостижимым для наших современников.

Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана
Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана

«Архитектура создается для того, чтобы существовать даже не десятилетиями, а столетиями», — заявляют авторы, а вынесенный в заглавие книги принцип «30:70» должен разрешить конфликт сознания у нынешних горожан. Этот принцип представляет собой такой порядок строительства, при котором на 70% средовых, спокойных, приблизительно одинаковых по высоте современных зданий, с небольшой вариативностью, но в массе своей плоских и механистических, будет приходиться 30% зданий, построенных по неизведанным, полностью инновационным проектам (здания-манифесты, здания-объекты). На них и будет сфокусировано внимание наблюдателей — жителей города и туристов. Именно такое соотношение, по мнению авторов, приведет к балансу сил, даст возможность городу сохранять целостность, не рассыпаться на частности и не превращаться в безликую массу, что произойдет при несоблюдении этой пропорции.

Насколько данный подход обязателен, вопрос спорный. Безусловно лишь то, что для людей несведущих эта книга может стать отличным введением в историю архитектурных стилей и дать толчок размышлениям о том, так ли однозначно плоха современная архитектура. Может, и в ней есть какая-то своя, особая красота, и стоит дать ей шанс нашей приязни? 

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+