История архитектуры для неспециалистов

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Архитектор Сергей Чобан и искусствовед Владимир Седов в своей новой книге выводят формулу органичного существования в городе исторической и новаторской архитектуры

Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.
Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.

Перед нами классический научпоп. В хорошем смысле этого слова. Основной целью известного архитектора Сергея Чобана и известного искусствоведа Владимира Седова было сделать небольшую, интересную и доступную для чтения книгу, предназначенную непосвященной публике. Анализируя историю развития архитектурных стилей, но не вдаваясь в детали, Чобан и Седов показывают, что именно современная архитектура потеряла и что приобрела по отношению к прошлым эпохам, а также то, какую картинку города можно создать ее средствами, если представить, что историческая среда не всегда находится в непосредственной близости к жителю, со всех сторон атакованному железобетонными монстрами. Человек, проводящий большую часть жизни между безликим офисом в центре и многоэтажным «курятником» в спальном районе, интуитивно бежит от современной архитектуры. В свою очередь, историческая, чаще всего малоэтажная застройка ассоциируется у него с чем-то значимым, а навыки и мастерство ее создателей — с чем-то давно ушедшим и недостижимым для наших современников.

Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана
Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана

«Архитектура создается для того, чтобы существовать даже не десятилетиями, а столетиями», — заявляют авторы, а вынесенный в заглавие книги принцип «30:70» должен разрешить конфликт сознания у нынешних горожан. Этот принцип представляет собой такой порядок строительства, при котором на 70% средовых, спокойных, приблизительно одинаковых по высоте современных зданий, с небольшой вариативностью, но в массе своей плоских и механистических, будет приходиться 30% зданий, построенных по неизведанным, полностью инновационным проектам (здания-манифесты, здания-объекты). На них и будет сфокусировано внимание наблюдателей — жителей города и туристов. Именно такое соотношение, по мнению авторов, приведет к балансу сил, даст возможность городу сохранять целостность, не рассыпаться на частности и не превращаться в безликую массу, что произойдет при несоблюдении этой пропорции.

Насколько данный подход обязателен, вопрос спорный. Безусловно лишь то, что для людей несведущих эта книга может стать отличным введением в историю архитектурных стилей и дать толчок размышлениям о том, так ли однозначно плоха современная архитектура. Может, и в ней есть какая-то своя, особая красота, и стоит дать ей шанс нашей приязни? 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+