18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История архитектуры для неспециалистов

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Архитектор Сергей Чобан и искусствовед Владимир Седов в своей новой книге выводят формулу органичного существования в городе исторической и новаторской архитектуры

Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.
Чобан С., Седов В. 30:70. Архитектура как баланс сил. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.

Перед нами классический научпоп. В хорошем смысле этого слова. Основной целью известного архитектора Сергея Чобана и известного искусствоведа Владимира Седова было сделать небольшую, интересную и доступную для чтения книгу, предназначенную непосвященной публике. Анализируя историю развития архитектурных стилей, но не вдаваясь в детали, Чобан и Седов показывают, что именно современная архитектура потеряла и что приобрела по отношению к прошлым эпохам, а также то, какую картинку города можно создать ее средствами, если представить, что историческая среда не всегда находится в непосредственной близости к жителю, со всех сторон атакованному железобетонными монстрами. Человек, проводящий большую часть жизни между безликим офисом в центре и многоэтажным «курятником» в спальном районе, интуитивно бежит от современной архитектуры. В свою очередь, историческая, чаще всего малоэтажная застройка ассоциируется у него с чем-то значимым, а навыки и мастерство ее создателей — с чем-то давно ушедшим и недостижимым для наших современников.

Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана
Университет в Мехико. Вид здания ректората с фресками Альфаро Сикейроса, справа — Центральная библиотека с декоративными фасадами архитектора Хуана О’Гормана. Пример модернистского подхода к украшению огромных плоскостей. Мексика. Рисунок Сергея Чобана
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (Оскар Нимейер, 1958) с его характерной пластически развитой колоннадой является общепризнанным символом модернистской архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Фасад Авениды Роке Саенс Пенья, одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, несет в себе безошибочно узнаваемые черты неоклассической архитектуры и стиля ар-деко 1920-х гг. Аргентина. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия «Два мира», показывающая контрастные сочетания исторической и современной архитектуры. Рисунок Сергея Чобана
Культурный центр «Вулкан», построенный Оскаром Нимейером в 1981 г., является одной из наиболее популярных достопримечательностей Гавра, контрастируя с прямоугольными кварталами Огюста Перре 1950-х гг. постройки. Франция, 2016. Рисунок Сергея Чобана
Разнообразие деталей сомасштабных фасадов на Гран-плас в Брюсселе. 2013. Рисунок Сергея Чобана
Архитектурная фантазия на тему сосуществования средовой и иконической застройки в рамках контрастной гармонии. Рисунок Сергея Чобана
Пример романской церкви с применением сдержанных орнаментальных элементов. Каталония, 2008. Рисунок Сергея Чобана
Площадь Венеции сформирована постройками Античности и барокко, которые в силу разных композиционных и декоративных принципов находятся в противоречивом диалоге друг с другом. Рим. Рисунок Сергея Чобана
Здание парламента в Бразилиа построено по проекту Оскара Нимейера в 1960 г. Запоминающийся силуэт комплекса создает сочетание крупных скульптурных объемов. Рисунок Сергея Чобана
Парадный фасад Гранд-канала напротив Рыбного рынка. Венеция. Рисунок Сергея Чобана
Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма, стал четвертым по счету храмом на этом месте в честь Исаакия Далматского. Основная причина создания собора в его нынешнем виде — несоответствие всех предыдущих построек парадному облику центральной части Петербурга. Санкт-Петербург. Рисунок Сергея Чобана
Кафедральный собор Санта-Мария в Пальма-де-Мальорка — один из самых крупных в мире готических соборов. Рисунок Сергея Чобана
Собор Святого Петра в Риме, над созданием облика которого трудилось несколько поколений великих мастеров. Рисунок Сергея Чобана

«Архитектура создается для того, чтобы существовать даже не десятилетиями, а столетиями», — заявляют авторы, а вынесенный в заглавие книги принцип «30:70» должен разрешить конфликт сознания у нынешних горожан. Этот принцип представляет собой такой порядок строительства, при котором на 70% средовых, спокойных, приблизительно одинаковых по высоте современных зданий, с небольшой вариативностью, но в массе своей плоских и механистических, будет приходиться 30% зданий, построенных по неизведанным, полностью инновационным проектам (здания-манифесты, здания-объекты). На них и будет сфокусировано внимание наблюдателей — жителей города и туристов. Именно такое соотношение, по мнению авторов, приведет к балансу сил, даст возможность городу сохранять целостность, не рассыпаться на частности и не превращаться в безликую массу, что произойдет при несоблюдении этой пропорции.

Насколько данный подход обязателен, вопрос спорный. Безусловно лишь то, что для людей несведущих эта книга может стать отличным введением в историю архитектурных стилей и дать толчок размышлениям о том, так ли однозначно плоха современная архитектура. Может, и в ней есть какая-то своя, особая красота, и стоит дать ей шанс нашей приязни? 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+