Музей современного искусства «Гараж» отмечает десятилетие

Новые выставки, большая публичная программа, конкурс костюмов и праздник 10 июня с бесплатным входом

Кафе «Времена года». 1971–1972. Фото: Виктор Афанасьев, из личного архива Павла Михайлова
Кафе «Времена года». 1971–1972.
Фото: Виктор Афанасьев, из личного архива Павла Михайлова

«Мы начинали с двух смельчаков, а сейчас наша команда состоит из 300 профессионалов в области современного искусства», — встретил всех на пресс-конференции по случаю десятилетия музея «Гараж» его директор Антон Белов. К юбилею приурочена новая выставочная программа, которая охватила также и 50-летие павильона «Времена года», где сейчас располагается музей, и грядущий чемпионат мира по футболу.

О том, как за годы менялся музей, первоначально открывшийся в Бахметьевском гараже на улице Образцова, и его аудитория, рассказывает проект «Дорогие зрители». Его три части основаны на разных исследованиях.

Таинственные инсталляции художницы Екатерины Муромцевой в Стеклянной комнате, напоминающие театр теней, обыгрывают комментарии из книг отзывов. В другом случае впервые задействован музейный гардероб: в нем объединение «Театр взаимных действий» приготовило инсталляции из будто бы забытых в ячейках вещей, озвученные беседами с сотрудниками музея, — записи можно послушать, взяв аудиогид. Третья часть — симпатичная инфографика на стене музейного мезонина. Графики и схемы — результаты соцопроса — раскрывают в подробностях, кто же он, сегодняшний зритель музея, сколько ему лет, какие у него интересы. Например, оказалось, что почти половина посетителей не имеет постоянной работы, а 80% еще нет 30 лет.

Юрген Теллер. Siegerflieger № 179.  Фото: Juergen Teller
Юрген Теллер. Siegerflieger № 179.
Фото: Juergen Teller

Выставка «Как отдохнули? Кафе „Времена года“ с 1968 года» посвящена самому зданию, которое для музея реконструировал Рем Колхас.

Про историю культового кафе, где проходило множество событий — от шахматных турниров до джазовых концертов, — можно узнать, глядя под ноги: все дидактические материалы с фактами расположены прямо на полу. В воссоздающих 1960-е годы декорациях советуют предаваться досугу того времени: поиграть в настольные игры, посмотреть на прежнюю панораму с колесом обозрения и аттракционом «Сатурн», послушать музыкальные и стенд-ап выступления, поучаствовать в слэм-шоу.

Прямо под кафе, на первом этаже, правит бал мир будущего. Выставка-лаборатория IAM демонстрирует возможности современного цифрового производства и эстетику постинтернет-реальности. Тут безостановочно работают разные цифровые машины и 3D-принтеры, производящие странные, неземные арт-объекты. Как все это работает, хозяева машин — команда «Фаблаб» из НИТУ «МИСиС» — обещают подробно рассказывать каждые четверг, пятницу и субботу с проведением мастер-классов по основам 3D-моделирования для предварительно записавшихся. А лекция о современных машинах, которые будто бы скоро заменят художников, состоится 9 июня. Проект трехчастный, с конференцией в июле и инсталляцией японского художника-математика Редзи Икеды в августе.

Фасад Музея современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народицкий
Фасад Музея современного искусства «Гараж».
Фото: Алексей Народицкий

Музыкальной или, точнее, звуковой природе посвящена большая выставка «Безграничный слух» на втором этаже музея. В ее основе придуманные ливанским художником и музыкантом Тареком Атуи необычные музыкальные инструменты, сконструированные так, что на них можно играть, не только слушая, но и буквально ощущая звук. Объекты соседствуют с музыкальными видео, собранными французской кураторской группой Council, а также невероятно изобретательными скульптурами-мобилями американской художницы Элисон О’Дэниел. Все, в том числе программа медиаций, сделано здесь для того, чтобы зритель ощутил звук тактильно, ведь большая часть представленных объектов рождалась благодаря работе со слабослышащими или глухими людьми. Два больших концерта-перформанса, задействующие все экспонаты выставки, пройдут здесь 11 июня и 1 сентября.

Главное спортивное событие лета «Гараж» поддерживает выставкой звездного немецкого фотографа Юргена Теллера. Одно из приписываемых выставке «Мандраж на диване» названий, как пошутил на встрече с журналистами директор музея Антон Белов, непереводимо звучит как «белая горячка». Этим состоянием насыщены все работы начиная с той, что обеспечила показу маркировку «18+». На фотографии «Отец и сын» 2003 года Теллер, проспоривший результат матча, в котором Германия проиграла, пьет пиво на отцовской могиле полностью голый. Серии фотографий, где Теллер снимает красавцев из немецкой сборной или обливается пивом, вскоре дополнят live-видео с записью того, как фотограф смотрит матчи ЧМ-2018 с участием немецкой сборной. На вопрос, почему выставка посвящена именно ей, а не отечественным футболистам, в музее деловито отвечают: «Это наш оммаж футболу в принципе. Знаменитый английский бомбардир и тренер Гари Линекер говорил, что футбол — это игра, длящаяся 90 минут, в конце которой всегда побеждают немцы».

Первый концерт проекта «Изнутри / Безграничный слух» на триеннале «Бергенская ассамблея». 2016. Фото: Тор Брэдрескиф
Первый концерт проекта «Изнутри / Безграничный слух» на триеннале «Бергенская ассамблея». 2016.
Фото: Тор Брэдрескиф

День рождения музея со свободным входом на выставки и на крышу состоится 10 июня. Эта дата будет насыщена событиями, в том числе бесплатными экскурсиями, джазовым концертом, перформансами «Театра взаимных действий», выступлениями оперной труппы, хеппенингом на площади Искусств перед музеем и целой россыпью мероприятий в образовательном центре. Кроме того, с 8 по 10 июня музей проведет конкурс костюмов: перевоплотиться предлагают, например, в Марину Абрамович в смирительной рубашке или Дмитрия Гутова в фирменной оранжевой кофте и тюбетейке. Три гостя в самых эффектных и узнаваемых образах получат карту GARAGE, худи и фирменную сумку (свои фото нужно выкладывать с тегом #garagebirthday и #garagebirthdaylook). Всем, кто придет в эти дни в костюмах, — бесплатный вход.

Все выставки работают с 8 июня.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+