Символу режима готовят новую роль

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Итальянские ультраправые считают, что культура — стратегический актив страны, и предлагают превратить Казу дель Фашио в музей современного искусства

Каза дель Фашио. 1936. Фото: Andrea Jemolo, Akg Images/Eastnews
Каза дель Фашио. 1936.
Фото: Andrea Jemolo, Akg Images/Eastnews

Итальянская ультраправая партия «Лига» получила на прошедших в марте всеобщих парламентских выборах 18% голосов и имеет все шансы войти в состав нового коалиционного правительства, а ее глава Маттео Сальвини — стать премьер-министром. «Лига» не раз выступала с предложением превратить бывшую штаб-квартиру фашистов на озере Комо в крупнейший в стране музей современного искусства, архитектуры и дизайна. Проект излагается в антииммиграционном, евроскептическом манифесте Сальвини.

В предвыборной кампании партии основной акцент делался на европейский миграционный кризис, культуре уделили не много внимания. Тем не менее в манифесте «Лиги», озаглавленном «Сальвини — премьер», целых три страницы занимает глава «Культурное наследие и итальянское самосознание», где именно культура определяется как «стратегический актив нашей страны» и «область, которая может гарантировать нам первенство по сравнению с другими странами мира». Среди предложений нового кандидата в премьеры — централизованный отдел маркетинга, который будет развивать культурный туризм в тандеме с региональными организациями и 30 основными государственными музеями, два года назад отвоевавшими автономию у предыдущего, левоцентристского правительства. Проводивший реформу министр культуры Дарио Франческини после выборов потерял свое место. Критикуя итальянские музеи за неорганизованность и слабость в области цифровых технологий, «Лига» предлагает консолидацию негосударственных институтов и децентрализацию национальной сети. Еще одно предложение — стимулировать торговлю произведениями искусства, снизив НДС на их покупку и ослабив «чрезмерный общественный контроль» за рынком антиквариата.

Из недавних и наиболее любопытных «среднесрочных» культурных инициатив упоминается «создание крупнейшего музея современного искусства, архитектуры и дизайна на севере Италии в палаццо Терраньи и смежных зданиях».
Строительство строгого бетонного палаццо с кубической структурой, образца итальянского рационализма архитектора Джузеппе Терраньи, началось по решению Национальной фашистской партии Бенито Муссолини в 1932-м и было завершено в 1936 году. Оно известно под названием Каза дель Фашио, или Дом фасций, это одна из 5 тыс. штаб-квартир итальянских фашистов, построенных по всей Италии.

Каза дель Фашио задумывалась как символ режима. Передний двор и атриум проектировались для проведения многолюдных митингов. Терраньи сотрудничал с художниками Марчелло Ниццоли и Марио Радиче, которые работали над декоративным оформлением здания, включая гигантский портрет Муссолини на фасаде, отвергнутый партией как недостаточно праздничный, и мраморную статую дуче в конференц-зале.

В здании, восстановленном после Второй мировой войны, с 1950-х годов размещается филиал финансовой полиции Италии, и просто так сюда не попадешь. О превращении особняка в музей говорят уже много лет. В феврале городские власти Комо сделали первый шаг, подписав соглашение с племянником архитектора и распорядителем его наследия Аттилио Терраньи, чтобы открыть архитектурный памятник для туристов и, возможно, обратиться в ЮНЕСКО за присвоением ему статуса объекта всемирного наследия.

Однако напряженная предвыборная кампания вызвала протесты против инициатив правых партий, чему способствовало радиоинтервью Сальвини, где он сказал, что Муссолини «сделал многое» для Италии, в частности осушил болота и ввел пенсии. Правда, уточнил, что «предпочитает демократию» и «ненавидит диктатуры любого рода». 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+