18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Символу режима готовят новую роль

№64
Материал из газеты

Итальянские ультраправые считают, что культура — стратегический актив страны, и предлагают превратить Казу дель Фашио в музей современного искусства

Итальянская ультраправая партия «Лига» получила на прошедших в марте всеобщих парламентских выборах 18% голосов и имеет все шансы войти в состав нового коалиционного правительства, а ее глава Маттео Сальвини — стать премьер-министром. «Лига» не раз выступала с предложением превратить бывшую штаб-квартиру фашистов на озере Комо в крупнейший в стране музей современного искусства, архитектуры и дизайна. Проект излагается в антииммиграционном, евроскептическом манифесте Сальвини.

В предвыборной кампании партии основной акцент делался на европейский миграционный кризис, культуре уделили не много внимания. Тем не менее в манифесте «Лиги», озаглавленном «Сальвини — премьер», целых три страницы занимает глава «Культурное наследие и итальянское самосознание», где именно культура определяется как «стратегический актив нашей страны» и «область, которая может гарантировать нам первенство по сравнению с другими странами мира». Среди предложений нового кандидата в премьеры — централизованный отдел маркетинга, который будет развивать культурный туризм в тандеме с региональными организациями и 30 основными государственными музеями, два года назад отвоевавшими автономию у предыдущего, левоцентристского правительства. Проводивший реформу министр культуры Дарио Франческини после выборов потерял свое место. Критикуя итальянские музеи за неорганизованность и слабость в области цифровых технологий, «Лига» предлагает консолидацию негосударственных институтов и децентрализацию национальной сети. Еще одно предложение — стимулировать торговлю произведениями искусства, снизив НДС на их покупку и ослабив «чрезмерный общественный контроль» за рынком антиквариата.

Из недавних и наиболее любопытных «среднесрочных» культурных инициатив упоминается «создание крупнейшего музея современного искусства, архитектуры и дизайна на севере Италии в палаццо Терраньи и смежных зданиях».
Строительство строгого бетонного палаццо с кубической структурой, образца итальянского рационализма архитектора Джузеппе Терраньи, началось по решению Национальной фашистской партии Бенито Муссолини в 1932-м и было завершено в 1936 году. Оно известно под названием Каза дель Фашио, или Дом фасций, это одна из 5 тыс. штаб-квартир итальянских фашистов, построенных по всей Италии.

Каза дель Фашио задумывалась как символ режима. Передний двор и атриум проектировались для проведения многолюдных митингов. Терраньи сотрудничал с художниками Марчелло Ниццоли и Марио Радиче, которые работали над декоративным оформлением здания, включая гигантский портрет Муссолини на фасаде, отвергнутый партией как недостаточно праздничный, и мраморную статую дуче в конференц-зале.

В здании, восстановленном после Второй мировой войны, с 1950-х годов размещается филиал финансовой полиции Италии, и просто так сюда не попадешь. О превращении особняка в музей говорят уже много лет. В феврале городские власти Комо сделали первый шаг, подписав соглашение с племянником архитектора и распорядителем его наследия Аттилио Терраньи, чтобы открыть архитектурный памятник для туристов и, возможно, обратиться в ЮНЕСКО за присвоением ему статуса объекта всемирного наследия.

Однако напряженная предвыборная кампания вызвала протесты против инициатив правых партий, чему способствовало радиоинтервью Сальвини, где он сказал, что Муссолини «сделал многое» для Италии, в частности осушил болота и ввел пенсии. Правда, уточнил, что «предпочитает демократию» и «ненавидит диктатуры любого рода». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+