18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Основной проект Биеннале молодого искусства «Абракадабра» покажут в деловом квартале «Рассвет» на Пресне

№64
Материал из газеты

Куратор VI Московской международной биеннале молодого искусства Лукреция Калабро Висконти обещает Москве ту же карнавальную атмосферу, что и в ее родной Венеции

Московская международная биеннале молодого искусства проводится уже в шестой раз, став привычным и ожидаемым событием в художественной жизни столицы. В этом году более 50 художников со всего света, не достигших 35 лет, покажут свои работы в основном проекте. Главная тема биеннале интригует своей неопределенностью — выставка «Абракадабра» станет рассуждением о современности, где стираются границы между частной, профессиональной и общественной сферами жизни. Помимо основной выставки, у биеннале будут еще два важных сопутствующих проекта, а также масса интересных событий в параллельной программе.

У VI Молодежной биеннале женское лицо: и основной, и стратегические проекты курируют женщины, — и, судя по анонсам, эта биеннале будет отличаться повышенной эмоциональностью. Главным проектом будет дирижировать молодой куратор Лукреция Калабро Висконти. Ей нет и 30, она не так давно окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции и магистратуру венецианского Университета Ка’Фоскари. Своим главным достижением она считает организацию некоммерческого выставочно-исследовательского пространства CLOG в Турине. Работала ассистентом у таких мэтров, как Франческо Бонами и Маурицио Каттелан. Самостоятельно курировала несколько проектов в Амстердаме: «Почему все такие милые? в арт-институте De Appel, где училась по кураторской программе, и в Университете Амстердама — «Удачи, увидимся после революции!». Висконти хорошо знает и любит русский авангард, а среди современных российских художников особенно выделяет группу «Что делать?» и Дмитрия Венкова, уже переросших возрастной ценз Молодежной биеннале.

Нынешняя биеннале станет первым крупным международным проектом Висконти, уже никак не связанным с образованием. Для основного проекта она выбрала тему, вмещающую бездны смыслов. «Абракадабра» получила свое название по хиту 1980-х группы The Steve Miller Band, где речь идет о том, что «все крутится и вертится снова и снова, и когда это кончится — никому не известно». Висконти считает, что эта, в общем-то, бессмыслица, абракадабра, точно описывает нашу современность, где стерты любые границы. Что особенно актуально для территории искусства, на которой порой сложно понять, где кончается работа и начинается развлечение. Самая точная метафора современной жизни здесь — это танцпол, где «создается энергия». «В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после ее открытия», — объяснила в интервью The Art Newspaper Russia Лукреция Калабро Висконти. Все, кто хоть раз побывал в Венеции, могут засвидетельствовать, что дела обстоят именно так. И если куратору удастся создать в Москве еще и неповторимую карнавальную атмо­сферу Венецианской биеннале, скучно точно не будет.

Среди участников основного проекта немало художников из России, некоторые из них уже успели довольно громко заявить о себе. Выпускник школы фонда «Про Арте» Илья Гришаев выдвигался на Премию Кандинского; выпускница Школы Родченко, скульптор и видеоартист Елена Артеменко недавно прозвучала с выставкой «Отчужденное тело»; медиа­художник Александра Аникина успела поучаствовать в нескольких международных биеннале; Светлана Воронцова-Вельяминова, известная как обозреватель моды, пробует себя в качестве художника, окончив Институт проблем современного искусства. 
Первый стратегический проект биеннале — «Спасибо, пожалуйста, извини» — посвящен более прозаичным словам и отношениям, чем «Абракадабра». «Волшебные слова приходят из мира детства как способ преодолеть тотальный человеческий эгоизм и как приемлемый шаг к примирению», — считает его куратор Женя Чайка, занимающая должность заместителя директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства.

Если в основном проекте будет воссоздана атмосфера танцпола, то в стратегическом экспозиция выстроится в форме дома, где можно будет заглянуть в спальню, гостиную, коридор и на чердак. Зрителю предстоит передвигаться как в квесте, обнаруживая в закоулках художественные скелеты в шкафу. В этом проекте есть очень известные российские художники, которые к Молодежной биеннале относятся разве что по возрасту и явно выбраны в качестве локомотивов. Татьяна Ахметгалиева была открытием еще I Молодежной биеннале, с тех пор поучаствовав не в одном статусном международном проекте. На выставке будет показано ее видео «Чешуя», снятое на графитовом заводе для IV Уральской индустриальной биеннале. А Тимофей Радя, которого называют русским Бэнкси, стал уже легендой стрит-арта. По большей части работы, выбранные для стратегического проекта, уже были показаны на выставках в российских регионах, но еще неизвестны в Москве. Серия фотографий Politefish Елены Аносовой впервые была представлена в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Анимационный фильм «Праздник» Нины Бисяриной участвовал в фестивалях анимации, и теперь впервые его можно будет посмотреть на выставке современного искусства. «Сервиз» Владимира Марина, созданный совместно с Сысертским фарфоровым заводом, также пока не видели в столице. А «Карта» самарского видеоартиста Андрея Сяйлева ждала своего часа целых пять лет.

Второй стратегический проект — This Site is Under Revolution («Ведутся революционные работы») — курирует испанка Барбара Куэто. Так же как Лукреция Калабро Висконти, она окончила кураторскую программу в институте De Appel в Амстердаме. В ее багаже — сокураторство фестиваля в Утрехте, выставки в мадридском социально-культурном центре La Casa Encendida, в Музее современного искусства в Сеуле. Московский проект Куэто посвящен сопротивлению ограничениям свободы в виртуальном мире. На виртуальные баррикады поднимутся художники из Европы, а саму выставку будут сопровождать круглые столы и мастер-классы — как офлайн, так и онлайн. 

Московский музей современного искусства, 
Государственный центр современного искусства
VI Московская международная биеннале молодого искусства. Абракадабра
8 июня – 31 июля

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+