18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Лангобарды дошли до Петербурга со своими сокровищами

№64
Материал из газеты

Покорители средневековой Европы оставили после себя богатое наследие

Первый в России показ искусства лангобардов — северогерманского народа, в VI веке по программе Великого переселения народов вторгшегося в Северную Италию и положившего начало формированию Ломбардии. Музей благодаря многопрофильной программе «Эрмитаж — Италия» смог собрать под одной выставочной крышей фантастическое количество (более 80!) европейских институций: музеев, научных, культурных и религиозных центров. Партию первых скрипок исполняют Национальный археологический музей Неаполя и Городские музеи Павии, раннесредневековой столицы лангобардов. Выставка демонстрирует, что археология — это не только интересно, но и актуально. Для одних это важно потому, что лангобарды — часть европейской истории. Другим интересна не столько история, сколько сами редкие артефакты раннего  Средневековья. 

Если верить историкам, то лангобарды вторглись в Италию в 568 году. Возможно, их подбил на эту смелую акцию Нарес, наместник императора Восточной Римской империи, чтобы справиться с непокорными франками. В итоге лангобарды распространили свое влияние от Вероны до Салерно, но только в некоторых городах вдоль больших дорог: Милане, Павии, Брешии. Рим им не покорился. Лангобарды приняли католичество, развивали искусства и экономику во взаимодействии со всем остальным цивилизованным миром. Но в 774 году Карл Великий, скооперировавшись с папским престолом, одолел их. 
Выставка из нескольких сотен предметов демонстрирует искусство в более широком временном интервале — с V по X век, от италийских готов до Каролингов. Но главное здесь — декоративная пластика лангобардов. Не оторваться от пряжки из горного хрусталя, золотой S-образной фибулы, зооморфной пряжки для дамской сумочки с изображением кошки. Эстетам понравятся фибула из серебра и другая, в форме диска с перегородчатой инкрустацией. 

Хиты выставки — золотая серьга-капля с подвеской и узором внутри, кубок из стекла в форме рога с изя­щной имитацией телескопичности, лампа-кадильница в виде Пегаса и мраморный тимпан с изображением колес (фрагмент храмового украшения). Любителям экзотики лангобарды дарят фигурку воина из бронзы и стекла, чудом сохранившийся железный топор и свиную косточку из заупокойной трапезы. Из поздних вещей в экспозиции представлен складной стул IX века из железа с позолотой и инкрустацией — мечта кинорежис­сера.

Государственный Эрмитаж
Лангобарды. Народ, изменивший историю
До 15 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+