18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советское неофициальное искусство покажет во Флоренции Музей AZ

№63
Материал из газеты

В Фонде Франко Дзеффирелли представят лучшие работы художников 1960–1980-х из собрания Музея Анатолия Зверева и личной коллекции его основательницы Наталии Опалевой

Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), открывшийся в Москве три года назад, исследует не только многогранное творчество легендарного шестидесятника, но и эпоху 1960–1980-х, когда сформировался уникальный феномен советского неофициального искусства. Лучшие работы его представителей и самого Анатолия Зверева из собрания Музея AZ и личной коллекции его основателя Наталии Опалевой предстанут в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции в первом международном выставочном проекте музея. «Новый полет на Солярис» — финал трилогии, вдохновленной и посвященной киношедеврам Андрея Тарковского и работам художников-нонконформистов. Первая выставка, «Предвидение» («Электротеатр „Станиславский“», 2016), проводила параллель между пророческими работами художника Петра Беленка и фильмом «Сталкер». Вторая — «Прорыв в прошлое» (Новое пространство Театра наций, 2017) — соединяла фильм «Андрей Рублев» и живопись Дмитрия Плавинского. 

«Солярис», получивший в 1972 году Гран-при в Каннах, стал ассоциативным толчком к созданию финальной части трилогии — зрелищной мультимедийной выставки-инсталляции. По замыслу ее куратора Полины Лобачевской, в барочных интерьерах палаццо Сан-Фиренце материализуется космическая станция с 20 экранами, часть которых посвящена рабочим моментам со съемок фильма «Солярис». Для жизни людей на другой планете Тарковский и художник-постановщик Михаил Ромадин отобрали шедевры мирового искусства, выразив свои личные пристрастия. В «Новом полете на Солярис» — художники советского андерграунда Петр Беленок, Франциско Инфанте, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Владимир Яковлев и Владимир Янкилевский. 

«У каждого из этих художников был свой собственный космос, и в то же время их всех объединяет нечто общее — свобода самовыражения», — говорит генеральный директор музея Наталия Опалева. Оказавшись в столь необычном, «космическом» измерении, 34 произведения позволят по-новому увидеть наследие этих мастеров, уже вписанных в мировой художественный контекст, но недостаточно изученных. «Художники, которых мы окрестили представителями „советского Ренессанса“, в своих произведениях параллельно Андрею Тарковскому, каждый в своей манере и своим путем, решали вечные метафизические вопросы, — говорит Полина Лобачевская. — И мы верим, что их произведения дополнят такой, казалось бы, простой и чистый выбор Андрея Тарковского и будут достойно представлять ХХ век, нашу страну и планету в большом космическом путешествии на Солярис». 

Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция
Новый полет на Солярис
28 мая – 31 июля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+