Советское неофициальное искусство покажет во Флоренции Музей AZ

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

В Фонде Франко Дзеффирелли представят лучшие работы художников 1960–1980-х из собрания Музея Анатолия Зверева и личной коллекции его основательницы Наталии Опалевой

Франциско Инфанте. «Проект системы „Плод“». 1971. Фото: Музей AZ
Франциско Инфанте. «Проект системы „Плод“». 1971.
Фото: Музей AZ

Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), открывшийся в Москве три года назад, исследует не только многогранное творчество легендарного шестидесятника, но и эпоху 1960–1980-х, когда сформировался уникальный феномен советского неофициального искусства. Лучшие работы его представителей и самого Анатолия Зверева из собрания Музея AZ и личной коллекции его основателя Наталии Опалевой предстанут в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции в первом международном выставочном проекте музея. «Новый полет на Солярис» — финал трилогии, вдохновленной и посвященной киношедеврам Андрея Тарковского и работам художников-нонконформистов. Первая выставка, «Предвидение» («Электротеатр „Станиславский“», 2016), проводила параллель между пророческими работами художника Петра Беленка и фильмом «Сталкер». Вторая — «Прорыв в прошлое» (Новое пространство Театра наций, 2017) — соединяла фильм «Андрей Рублев» и живопись Дмитрия Плавинского. 

3D-модель экспозиции «Новый полет на Солярис». Фото: Музей AZ
3D-модель экспозиции «Новый полет на Солярис».
Фото: Музей AZ

«Солярис», получивший в 1972 году Гран-при в Каннах, стал ассоциативным толчком к созданию финальной части трилогии — зрелищной мультимедийной выставки-инсталляции. По замыслу ее куратора Полины Лобачевской, в барочных интерьерах палаццо Сан-Фиренце материализуется космическая станция с 20 экранами, часть которых посвящена рабочим моментам со съемок фильма «Солярис». Для жизни людей на другой планете Тарковский и художник-постановщик Михаил Ромадин отобрали шедевры мирового искусства, выразив свои личные пристрастия. В «Новом полете на Солярис» — художники советского андерграунда Петр Беленок, Франциско Инфанте, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Владимир Яковлев и Владимир Янкилевский. 

Владимир Немухин. «Бубновый валет». 2001. Фото: Музей AZ
Владимир Немухин. «Бубновый валет». 2001.
Фото: Музей AZ

«У каждого из этих художников был свой собственный космос, и в то же время их всех объединяет нечто общее — свобода самовыражения», — говорит генеральный директор музея Наталия Опалева. Оказавшись в столь необычном, «космическом» измерении, 34 произведения позволят по-новому увидеть наследие этих мастеров, уже вписанных в мировой художественный контекст, но недостаточно изученных. «Художники, которых мы окрестили представителями „советского Ренессанса“, в своих произведениях параллельно Андрею Тарковскому, каждый в своей манере и своим путем, решали вечные метафизические вопросы, — говорит Полина Лобачевская. — И мы верим, что их произведения дополнят такой, казалось бы, простой и чистый выбор Андрея Тарковского и будут достойно представлять ХХ век, нашу страну и планету в большом космическом путешествии на Солярис». 

Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция
Новый полет на Солярис
28 мая – 31 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+