18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Итальянский музей обнаружил в своей коллекции картину Андреа Мантеньи

Академия Каррара в Бергамо пересмотрела атрибуцию «Воскресения Христа» XV века — теперь произведение приписывается знаменитому мастеру эпохи Возрождения

Академия Каррара в итальянском Бергамо обнаружила «новую» картину Андреа Мантеньи, которая все это время находилась на виду в ее собственной коллекции. Куратор Джованни Валагусса восстановил атрибуцию «Воскресения Христа» (темпера на доске, ок. 1492–1493) этому мастеру эпохи Возрождения в новом полном каталоге музея Dipinti Italiani 1300–1500 («Итальянская живопись 1300–1500 гг.»), вышедшем в издательстве Officina Libraria и включающем 110 картин, созданных в XIV–XV веках.

Имя художника написано прописными буквами на задней стороне деревянной доски при помощи пера или тонкой кисти; судя по всему, надпись была сделана тогда же, когда и сама картина. В составленном в 1846 году каталоге коллекции Гильельмо Локиса, члена правления и позднее почетного директора академии, она фигурирует как оригинальное произведение Мантеньи под названием «Воскресение Господне; шесть фигур; одна из красивейших работ знаменитого мастера». Тем же годом датируется документ, свидетельствующий о том, что в этот период была проведена реставрация произведения. Локис умер в 1859 году и завещал свою виллу и художественную коллекцию Бергамо. «Воскресение» было в числе 240 картин, переданных музею в 1866 году.

Однако в последующие годы различные искусствоведы оспаривали эту атрибуцию. По иронии судьбы первым сомнения относительно «Воскресения» высказал коллекционер и великий теоретик знаточества Джованни Морелли, который руководил транспортировкой произведений из коллекции Локиса в Академию Каррара. Уверенность Морелли в том, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов», дала повод искусствоведам начала ХХ века предположить, что если идея композиции и принадлежала Мантенье, то сама работа была создана либо его учениками, либо его сыном Франческо. В 1930-е американский специалист по итальянскому Возрождению Бернард Беренсон низвел картину до статуса «копии утраченной работы». 

Это представление закрепилось: после Второй мировой войны картина не входила в постоянную экспозицию и в каталоге значилась как копия. Но Валагусса заметил в нижней части доски небольшой золотой крест — точно такой же, как и на конце древка в руке Христа, — который указывал на то, что первоначально у картины была вторая, нижняя половина. Ему удалось установить, что это «Сошествие Христа в Чистилище» (ок. 1492) — подписанная работа Мантеньи, проданная в 2003 году на нью-йоркских торгах Sotheby’s более чем за $28 млн. Предположение Валагуссы подтверждает и эксперт по творчеству Мантеньи Кит Кристиансен, куратор отдела европейской живописи в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

По данным Wall Street Journal, в следующем году Академия Каррара хочет устроить выставку, на которой две половины произведения вновь объединятся; сейчас музей ведет переговоры с анонимным частным владельцем второй половины. Кроме того, музей заявил о намерении провести реставрацию бергамской части, потускневшей из-за нанесенного в XIX веке лака.

Возвращение атрибуции Мантенье — «потрясающий повод для радости, которой хочется поделиться, и выдающийся шаг вперед к будущему». «Мы с нетерпением ждем вас», — говорит президент Фонда Академии Каррара и мэр Бергамо Джорджо Гори. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+