18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянский музей обнаружил в своей коллекции картину Андреа Мантеньи

Академия Каррара в Бергамо пересмотрела атрибуцию «Воскресения Христа» XV века — теперь произведение приписывается знаменитому мастеру эпохи Возрождения

Академия Каррара в итальянском Бергамо обнаружила «новую» картину Андреа Мантеньи, которая все это время находилась на виду в ее собственной коллекции. Куратор Джованни Валагусса восстановил атрибуцию «Воскресения Христа» (темпера на доске, ок. 1492–1493) этому мастеру эпохи Возрождения в новом полном каталоге музея Dipinti Italiani 1300–1500 («Итальянская живопись 1300–1500 гг.»), вышедшем в издательстве Officina Libraria и включающем 110 картин, созданных в XIV–XV веках.

Имя художника написано прописными буквами на задней стороне деревянной доски при помощи пера или тонкой кисти; судя по всему, надпись была сделана тогда же, когда и сама картина. В составленном в 1846 году каталоге коллекции Гильельмо Локиса, члена правления и позднее почетного директора академии, она фигурирует как оригинальное произведение Мантеньи под названием «Воскресение Господне; шесть фигур; одна из красивейших работ знаменитого мастера». Тем же годом датируется документ, свидетельствующий о том, что в этот период была проведена реставрация произведения. Локис умер в 1859 году и завещал свою виллу и художественную коллекцию Бергамо. «Воскресение» было в числе 240 картин, переданных музею в 1866 году.

Однако в последующие годы различные искусствоведы оспаривали эту атрибуцию. По иронии судьбы первым сомнения относительно «Воскресения» высказал коллекционер и великий теоретик знаточества Джованни Морелли, который руководил транспортировкой произведений из коллекции Локиса в Академию Каррара. Уверенность Морелли в том, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов», дала повод искусствоведам начала ХХ века предположить, что если идея композиции и принадлежала Мантенье, то сама работа была создана либо его учениками, либо его сыном Франческо. В 1930-е американский специалист по итальянскому Возрождению Бернард Беренсон низвел картину до статуса «копии утраченной работы». 

Это представление закрепилось: после Второй мировой войны картина не входила в постоянную экспозицию и в каталоге значилась как копия. Но Валагусса заметил в нижней части доски небольшой золотой крест — точно такой же, как и на конце древка в руке Христа, — который указывал на то, что первоначально у картины была вторая, нижняя половина. Ему удалось установить, что это «Сошествие Христа в Чистилище» (ок. 1492) — подписанная работа Мантеньи, проданная в 2003 году на нью-йоркских торгах Sotheby’s более чем за $28 млн. Предположение Валагуссы подтверждает и эксперт по творчеству Мантеньи Кит Кристиансен, куратор отдела европейской живописи в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

По данным Wall Street Journal, в следующем году Академия Каррара хочет устроить выставку, на которой две половины произведения вновь объединятся; сейчас музей ведет переговоры с анонимным частным владельцем второй половины. Кроме того, музей заявил о намерении провести реставрацию бергамской части, потускневшей из-за нанесенного в XIX веке лака.

Возвращение атрибуции Мантенье — «потрясающий повод для радости, которой хочется поделиться, и выдающийся шаг вперед к будущему». «Мы с нетерпением ждем вас», — говорит президент Фонда Академии Каррара и мэр Бергамо Джорджо Гори. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+