18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итальянский музей обнаружил в своей коллекции картину Андреа Мантеньи

Академия Каррара в Бергамо пересмотрела атрибуцию «Воскресения Христа» XV века — теперь произведение приписывается знаменитому мастеру эпохи Возрождения

Академия Каррара в итальянском Бергамо обнаружила «новую» картину Андреа Мантеньи, которая все это время находилась на виду в ее собственной коллекции. Куратор Джованни Валагусса восстановил атрибуцию «Воскресения Христа» (темпера на доске, ок. 1492–1493) этому мастеру эпохи Возрождения в новом полном каталоге музея Dipinti Italiani 1300–1500 («Итальянская живопись 1300–1500 гг.»), вышедшем в издательстве Officina Libraria и включающем 110 картин, созданных в XIV–XV веках.

Имя художника написано прописными буквами на задней стороне деревянной доски при помощи пера или тонкой кисти; судя по всему, надпись была сделана тогда же, когда и сама картина. В составленном в 1846 году каталоге коллекции Гильельмо Локиса, члена правления и позднее почетного директора академии, она фигурирует как оригинальное произведение Мантеньи под названием «Воскресение Господне; шесть фигур; одна из красивейших работ знаменитого мастера». Тем же годом датируется документ, свидетельствующий о том, что в этот период была проведена реставрация произведения. Локис умер в 1859 году и завещал свою виллу и художественную коллекцию Бергамо. «Воскресение» было в числе 240 картин, переданных музею в 1866 году.

Однако в последующие годы различные искусствоведы оспаривали эту атрибуцию. По иронии судьбы первым сомнения относительно «Воскресения» высказал коллекционер и великий теоретик знаточества Джованни Морелли, который руководил транспортировкой произведений из коллекции Локиса в Академию Каррара. Уверенность Морелли в том, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов», дала повод искусствоведам начала ХХ века предположить, что если идея композиции и принадлежала Мантенье, то сама работа была создана либо его учениками, либо его сыном Франческо. В 1930-е американский специалист по итальянскому Возрождению Бернард Беренсон низвел картину до статуса «копии утраченной работы». 

Это представление закрепилось: после Второй мировой войны картина не входила в постоянную экспозицию и в каталоге значилась как копия. Но Валагусса заметил в нижней части доски небольшой золотой крест — точно такой же, как и на конце древка в руке Христа, — который указывал на то, что первоначально у картины была вторая, нижняя половина. Ему удалось установить, что это «Сошествие Христа в Чистилище» (ок. 1492) — подписанная работа Мантеньи, проданная в 2003 году на нью-йоркских торгах Sotheby’s более чем за $28 млн. Предположение Валагуссы подтверждает и эксперт по творчеству Мантеньи Кит Кристиансен, куратор отдела европейской живописи в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

По данным Wall Street Journal, в следующем году Академия Каррара хочет устроить выставку, на которой две половины произведения вновь объединятся; сейчас музей ведет переговоры с анонимным частным владельцем второй половины. Кроме того, музей заявил о намерении провести реставрацию бергамской части, потускневшей из-за нанесенного в XIX веке лака.

Возвращение атрибуции Мантенье — «потрясающий повод для радости, которой хочется поделиться, и выдающийся шаг вперед к будущему». «Мы с нетерпением ждем вас», — говорит президент Фонда Академии Каррара и мэр Бергамо Джорджо Гори. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+