Триеннале в Брюгге и «Бофор-2018»: неон на каналах и зеркала на Северном море

Художники со всего мира изменили канонические средневековый и пляжный пейзажи, добавив в них современного искусства

OBBA. Проект «Плавучий остров» (The Floatng Island). Фото: Елена Ефремова
OBBA. Проект «Плавучий остров» (The Floatng Island).
Фото: Елена Ефремова

Тема II Триеннале современного искусства в Брюгге, что проходит в его историческом центре, — «Жидкий (текучий) город». С одной стороны, это город, который меняется, а с другой — город на воде. Второе бесспорно, первое противоречиво: Брюгге консервативен и самодостаточен. Пустующий в будни, на выходные город наполняется туристами (по 17 на одного коренного жителя в год), которые ходят кругами вокруг Яна ван Эйка и Ханса Мемлинга в Музее Грунинге. Даже гид по триеннале начинает экскурсию так: «Вот работа современного художника, но сначала обратите внимание на прекрасный образец брабантской готики слева».

Марк Форнс. nonLin/Lin Pavilion. Фото: Анастасия Петракова
Марк Форнс. nonLin/Lin Pavilion.
Фото: Анастасия Петракова

Современное искусство ушло из здешних небольших галерей в кризисные годы. За ним отсюда ездят в Брюссель, а еще в приморский фешенебельный Кнокке-Хейст, где расположен офис одной из крупнейших бельгийских галерей Guy Pieters со звездами первой величины — Яном Фабром, Куном Ванмехеленом и Вимом Дельвуа. Тем не менее благодаря триеннале в Брюгге не просто привыкают к современному паблик-арту, но и активно его осваивают.

Ренато Николоди. «Ахерон». Фото: Анастасия Петракова
Ренато Николоди. «Ахерон».
Фото: Анастасия Петракова

Пятнадцать работ в виде плавучих платформ, мостов и инсталляций расположены около воды или прямо на ней. Их нельзя не заметить, если гуляешь или тем более плывешь по каналам на лодке. Кураторы триеннале, директор Музеев Брюгге Тилль-Хольгер Борхерт и Мишель Девильд, позаботились о соразмерных небольшому городку интервенциях, несущих гуманитарные идеи: не мусорить, чаще видеться друг с другом, наслаждаться природой, отмечая ее контакт с архитектурой. Однако на замечание о нейтральности триеннеле Борхерт возразил: «Вы говорите о спокойном характере триеннале, а теперь представьте, чтобы розовый проект SelgasCano появился на каналах Санкт-Петербурга».

Проект испанского бюро SelgasCano pavilion. Фото: Анастасия Петракова
Проект испанского бюро SelgasCano pavilion.
Фото: Анастасия Петракова

Плавучий островок испанского бюро SelgasCano пользуется популярностью у молодежи. Проект архитекторов, которые делали разноцветный коридор для летнего павильона Serpentine-2015, здесь неоново-розовый, он напоминает надувной круг и немного парник, внутри которого будто бы всегда солнечно. Волнообразный островок корейского бюро OBBA — игровая площадка со свисающими к воде белыми канатами, на которых можно кататься, как на качелях. Хит триеннале — кит, выпрыгивающий на площадь Яна ван Эйка прямо перед культурным центром Poortersloge, где, кстати, расположен весь архив триеннале. Кита придумали в американском бюро Studio KCA, он состоит из мусора, прибитого Атлантическим океаном к гавайским берегам, и весит 5 т. Работ из дерева, материала экологичного, в сравнении с триеннале-2015 стало меньше, хотя их все равно немало: неброские беседки Вэстли Мюрриса, плавающая, как плот, «школа будущего» Кумла Адейеми, пока недоделанная башня-дом Питера ван Дрише, посвященная мировому подъему уровня воды и состоящая из поднимающихся блоков-комнат. На фоне сдержанной, в оттенках сепии, палитры средневекового города современной работе не обязательно быть эффектной, чтобы оказаться заметной. Одна из самых глубоких по смыслу работ выполнена из бетона и в пасмурную погоду сливается с небом и водой. Похожая на древний зиккурат конструкция бельгийца Ренато Николоди «Ахерон» у моста Дёйненбруг посвящена рубежу между жизнью и смертью, реке скорби, по которой в древнегреческой мифологии Харон перевозил души мертвых. Для туристов, которые приезжают в Брюгге, — довольно суровое и драматическое напоминание о том, что когда-нибудь каждый сядет в лодку в последний раз.

Арне Квинз. Rock Strangers. Фото: Елена Федотова
Арне Квинз. Rock Strangers.
Фото: Елена Федотова

Интересно, что объекты прогрессивных течений архитектурной мысли вроде «жидкой архитектуры киберпространств» Мориса Новака и архитектурного 3D-конструирования на триеннале упаковали под своды семинарии Гротсеминари на севере города. Это изобретательное продолжение разговора о текучих и жидких формах в дюжине скульптур разных архитектурных бюро, предоставленных французским фондом FRAC Centre-Val de Loire. Расположение внутри собора, а также вводящий в транс саунд-арт от участника 14-й Documenta и Биеннале в Венеции, нигерийца Эмеке Огбо эффектно подчеркивают неземную сущность конструкций.

Бюро STUD OKCA (США). «Кит Брюгге» (Skyscraper). Фото: Visit Bruge
Бюро STUD OKCA (США). «Кит Брюгге» (Skyscraper).
Фото: Visit Bruge

До 30 сентября в Бельгии проходит еще одна, VI триеннале «Бофорт», развернувшаяся на целых 76 км от Кнокке-Хейсте до французских границ в Де-Панне и раскрывающая тему взаимодействия морского пейзажа и скульптуры. На этом куске морского побережья много всего: птичьи заповедники, серф-клубы, культурные центры, такие как Scharpoord в Кнокке, наконец, несколько интересных музеев — например, соратника Магритта, бельгийского сюрреалиста Поля Дельво. Скульптура разбросана по прибрежному пространству не щедро. И разыскивать ее непросто: триеннале позаимствовала название у шкалы силы ветра — шкалы Бофорта, по которой здешнему, идущему с Северного моря, хочется дать все 12 баллов из 12 возможных. Работа «Пляжная башня» Жана-Франсуа Фурту обыгрывает порывистость ветра: десяток белых пляжных кабинок — символов побережья — снесены и свалены одна на другую, словно ураганом.

Кадер Аттиа (Франция). «Священная земля» (Holy Land). Фото: Анастасия Петракова
Кадер Аттиа (Франция). «Священная земля» (Holy Land).
Фото: Анастасия Петракова

Куратор Хайди Байе предложила художникам подумать, что значат для людей памятники и скульптуры, остающиеся на своих местах десятилетиями и столетиями, какой смысл они придают месту и лишается ли оно смысла с их исчезновением. Злободневно: совсем недавно в Бельгии собирались уничтожить все монументы короля Леопольда II, который, заполучив Конго в свои владения после Берлинской конференции 1884 года, превратил его в жестокий трудовой лагерь, где погибла половина населения страны. Однако из 18 участников на работы с сложным подтекстом решились немногие — возможно, заботясь о будущем. Дело в том, что прибрежные городки выкупают некоторые скульптуры триеннале на постоянное экспонирование. И обычно предпочтение отдают работам жизнерадостным и ярким — как желтая трехметровая капля бельгийца Ника Эрвинка на песчаном холме недалеко от Остенде или огромные оранжевые контейнеры для морских перевозок тоже бельгийца Арне Квинза, разбросанные, как игральные кости, по смотровой площадке в Кнокке и смятые, как будто художник оставил их на берегу, а ветер довершил дело. На безмятежном фоне провоцирует, пожалуй, только одна работа, как раз нынешнего года,— «Земля обетованная» французской звезды Кадера Аттиа. Торчащие из песка доски для серфинга с одной стороны вымазаны черной краской, а с другой — зеркальные. Запорошенные песком мутные зеркала потрясающе выглядят на безлюдном пляже, отражая тревожные горизонты Северного моря, напоминая по форме готические окна и одновременно надгробия. Художник посвятил работу массовой гибели в море нелегальных мигрантов, а еще выходцам из Южной Африки, которые сражались и умирали за Францию в Первой мировой войне. Наверное, присутствие такой драматичной работы на фешенебельном курорте с мишленовскими ресторанами может вызывать недопонимание. Но если речь идет о настоящих памятниках, они должны быть многозначнее, чем каменная ракушка бельгийца Стифа Десмета на пирсе или изваяние Посейдона с присевшими на его руки пекинскими утками китайца Сюй Чжэня.

Триеннале в Брюгге до 15 сентября в историческом центре Брюгге

«Бофор-2018» до 30 сентября на бельгийском побережье

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+