Архитекторы со всего мира покажут в Венеции, каким может быть свободное пространство

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

В российском павильоне под названием «Станция „Россия“» основной темой выставки станет железная дорога: вокзалы и бескрайние просторы

Foster + Partners. Вход в павильон Ватикана. Фото: Foster and partners
Foster + Partners. Вход в павильон Ватикана.
Фото: Foster and partners

Архитектурная биеннале в Венеции проходит в этом году под девизом Freespace — «Свободное пространство». При этом ее кураторы Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара надеются, что участники по-разному переведут это слово, придадут ему новые смыслы, а значит, показанные работы окажутся весьма разнообразными. «Желание создать свободное пространство может стать специфической индивидуальной характеристикой каждого проекта», — поддерживает кураторов президент биеннале Паоло Баратта. В ней примет участие 64 страны, 6 из них впервые, в том числе Ватикан, пригласивший 10 архитекторов для создания на острове Сан-Джорджо-Маджоре проектов часовен. 

Основной темой выставки в российском павильоне под названием «Станция „Россия“» станет железная дорога. Поэтому один из пяти разделов отдадут проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные, судя по словам нашего комиссара Семена Михайловского, представят лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная. 

Николай Шумаков. «Проект скоростной дороги Москва – Казань». Фото: Николай Шумаков
Николай Шумаков. «Проект скоростной дороги Москва – Казань».
Фото: Николай Шумаков

Что касается основного проекта в Арсенале и бывшем павильоне Италии в садах Джардини, то он объединит 71 участника. Среди них архитектурные бюро таких знаменитостей, как Алвару Сиза, Петер Цумтор, Дэвид Чипперфилд, Тойо Ито и Алехандро Аравена. Рядом с корифеями выступят их коллеги из Бангладеш, Непала и Вьетнама. Демократичность — одна из объявленных ценностей Freespace. Впрочем, подавляющее большинство участников выставки — европейские мастерские. Российских среди них нет, в отличие от прошлой биеннале, когда в основной проект пригласили Александра Бродского и Бориса Бернаскони.

Представляя концепцию своей выставки, кураторы сказали немало красивых слов о свободном пространстве, его гуманности, неограниченных возможностях использования, о свете и тени, но представить, какой в результате получится выставка, трудно. Экспозиционной работой они не занимались, а в архитектуре предпочитают стиль брутальный, без спецэффектов. 

Основной проект поддержат две сопутствующие экспозиции. В «Приближении: встрече с выдающимися проектами» группа ирландских архитекторов выскажется об архитектуре прошлого. «Практика преподавания» расскажет об обучающей деятельности практикующих архитекторов — родная тема для Фаррелл и Макнамара. Кураторы 16-й Архитектурной биеннале в Венеции — соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects, которое специализируется на общественных, в первую очередь учебных, зданиях. За проекты корпуса миланского Университета Боккони и университета в Лиме Фаррелл и Макнамара получили престижные премии. Кроме того, они более 30 лет преподают, в том числе в Гарвардском и Йельском университетах. А из без малого 260 тыс. посетителей (рекорд посещаемости) прошлой биеннале почти половину составили молодые люди. Неудивительно, что для студенческих и других образовательных групп и на этот раз предусмотрена специальная программа, выставки и дискуссии. 

16-я Архитектурная биеннале
26 мая – 25 ноября

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+