18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Национальной галерее Армении исполняется 95 лет

№63
Материал из газеты

Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна

В этом году крупнейшая галерея Закавказья отмечает юбилей: 95 лет назад, в 1923 году, тогдашний республиканский нарком просвещения Асканаз Мравьян обратился к армянским художникам Франции с просьбой помочь создать в Ереване художественный музей. На его призыв откликнулись не только известные живописцы Мартирос Сарьян, Егише Тадевосян, коллекционеры и собиратели национального искусства, но и знаменитые русские художники. Собрать коллекцию помогали Александр Бенуа, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Исаак Бродский передал будущему музею работы выдающихся русских мастеров ХХ века: Константина Юона, Бориса Анисфельда, Филиппа Малявина. Благодаря поддержке дарителей фонды музея за десять лет пополнились почти на 1,5 тыс. предметов искусства. С начала 1930-х годов галерея развернула активную выставочную деятельность. И именно в ту пору из музейного фонда Москвы, Третьяковской галереи, Русского музея сюда поступили десятки работ художников русского авангарда.

Кроме основного здания, расположенного в Ереване, у Национальной галереи Армении есть множество филиалов по стране. Как говорит Самвел Ованнисян, заместитель директора по научной работе, структура сложилась еще полвека назад, ее решили не менять. Филиалы имеют свои коллекции, главным образом национального искусства, и предоставляют помещения под временные выставки из других музеев.

Безусловно, жемчужина Национальной галереи Армении — самое крупное в мире собрание работ армянских художников: Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна), Гарзу (Гарника Зулумяна), Акопа Овнатаняна, Жирайра Оракяна, Мартироса Сарьяна, Вардкеса Суреньянца, Аршака Фетваджяна и многих других. 

«У нас представлены все армянские художники, — рассказал корреспонденту TANR Самвел Ованнисян. — Мы проводим выставки в разных странах, а у нас постоянно представляют свои работы армянские мастера, живущие по всему миру. Сейчас готовим большую выставку к 90-летию Минаса Аветисяна, она откроется в середине мая».

Недавно в Национальной галерее завершилась выставка «Иллюзия и реальность» Геворга и Вардана Тарлоянов, известных французских дизайнеров, уроженцев Еревана, а также экспозиция к 100-летию со дня рождения скульптора Нвард Зарьян (1917–2005). Но главным событием года станет ретроспектива Минаса Аветисяна. Он получил известность в 1962 году, приняв участие в ереванской выставке «Пять художников». На его искусство оказали влияние как французский модернизм и ранний авангард начала XX века, так и традиционное закавказское средневековое искусство. К сожалению, наследие Аветисяна дошло до нас не полностью: в 1972 году пожар в мастерской уничтожил множество его работ, а уже после трагической смерти художника в 1975-м (Аветисяна сбил выехавший на тротуар автомобиль) спитакское землетрясение 1988 года разрушило часть его фресок в Гюмри и дом-музей в Джанджуре. Юбилейная выставка позволит еще раз осмыслить творчество этого важнейшего мастера Армении. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+