18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлены лауреаты премии «Инновация»

Государственная премия в области современного искусства «Инновация-2018» определила победителей в семи конкурсных и двух внеконкурсных номинациях

Эффектная, стремительная (всего около часа) церемония вручения премии «Инновация» проходила в этом году в Театре наций. За режиссуру церемонии, фишкой которой определенно были световые эффекты, уже по традиции отвечал Андрей (Савва) Савельев. Отправной точкой в сценографии стал образ аэропорта со светящимися табло — намек на то, что современное искусство развивается со скоростью даже не поезда, а самолета.

Первым премию получил Кирилл Савченков — призер в номинации «Новая генерация». Его проект о смене оптики и мутации видов Office of Sensitive Activities/Application Group представил в Московском музее современного искусства (ММОМА) осенью 2017 года в рамках цикла «Карт-бланш» фонд V-A-С. Как и остальным награжденным, художнику не надо было выходить на сцену: награду выносили прямо в зал, выделяя лауреатов слепящим лучом прожектора и одновременно демонстрируя их просветленные лица на огромных экранах.

«Кураторами года» названы Мария Крамар и Карен Саркисов, авторы «Опытов нечеловеческого гостеприимства», еще одного проекта V-A-C из цикла «Карт-бланш», который исследовал взаимоотношения между материальными объектами и окружающей средой, его также представили в ММОМА.

Перед объявлением «регионального проекта года» в зале устроили неожиданную игру. В разных его концах выбрали несколько зрителей, закрепив за ними города России, а затем попросили их помахать друг другу и передать привет. Над головами зрителей появились лазерные лучи, которые распадались в разные стороны, словно маршруты летящих в разные концы России самолетов.

В итоге «региональным проектом года» по версии жюри «Инновации» стала выставка под кураторством Артема Филатова «Обратно домой». Стрит-арт-художники посвятили экспозицию забытым пластам истории Нижнего Новгорода, а проходила она в здании закрытого и выселенного Музея нижегородской интеллигенции осенью минувшего года.

Весь зал встал, когда объявили, что сооснователь Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн получает премию «Инновация» за вклад в развитие современного искусства (внеконкурсная номинация). Иосиф Маркович приз принял уверенно. Награду в этот вечер он получал дважды — еще раз в качестве руководителя Института проблем современного искусства вместо автора «книги года» «Действие и смысл в искусстве II половины XX века: Труды ИПСИ» Станислава Шурипы. Конкуренцию изданию среди прочих составляла и выпущенная фондом IN ARTIBUS книга «Архив Н.И.Харджиева» с редкими материалами о русском авангарде (издание второй и третьей ее части уже запланировано на 2018–2019 год).

Еще в одной внеконкурсной номинации — «За поддержку современного искусства России» — лауреатами стали Владимир Смирнов и Константин Сорокин (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина).

Небольшой лекцией о том, как при получении знаний у нас выделяется гормон радости дофамин, сопроводили объявление победителя в номинации «Образовательный проект». Им стала пермская резиденция для подростков «Подросток + музей», придуманная музеем PERMM.

«Художником года» назван Владимир Логутов, показавший свою выставку «Следующий уровень» о способах наблюдения за искусством в рамках юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью» в Центре современного искусства «Винзавод». А «проектом года» стала IV Уральская индустриальная биеннале, которая прошла в Екатеринбурге и Свердловской области с заглавной темой «Новая грамотность». Ее организацией, как и премии «Инновация», занимаются в РОСИЗО — ГЦСИ.

Призовой фонд премии «Инновация-2018» составил более 3 млн. руб., по полмиллиона победителям в каждой номинации, кроме учрежденной совместно с фондом «U-Art: Ты и искусство» «Книги года» (здесь вознаграждение — 300 тыс. руб.).

Специальный приз в номинации «Новая генерация» — трехмесячная стажировка в парижской резиденции Cité internationale des arts — присужден Французским институтом и посольством Франции в России Илье Федотову-Федорову за проект «Инстинкт сохранения», ставший частью параллельной программы 7-й Московской биеннале современного искусства и показанный в галерее «Фрагмент».

Церемония в Театре наций завершилась пронзительной арией на стихи Иннокентия Анненского «Среди миров» в исполнении Варвары Котовой, окруженной маленькими огоньками, словно звездным небом. Ведущий попрощался со зрителями словами «делайте новое, о чем еще нельзя подумать, о чем еще не знаете даже вы», а на экранах засветились надписи «Этого уже не будет».

Посмотреть на проекты победителей можно до 12 мая на выставке номинантов «Инновации-2018» в Российской государственной библиотеке и на сайте премии, где размещен архив с документацией проектов.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+