18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анимационный фильм по рисункам Резо Габриадзе вышел в прокат

Мультфильм «Знаешь, мама, где я был?», созданный его сыном Лео Габриадзе и спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым, рассказывает историю детства грузинского художника и сценариста

В жизни каждого много повидавшего человека, особенно творческого, наступает такой момент, когда он садится писать мемуары. У грузинского художника, сценариста «Мимино» и «Кин-Дза-Дза», основателя прославленного тбилисского Театра марионеток Резо Габриадзе воспоминания не стали чем-то монотонно дневниковым — они закономерно превратились в пронзительный и добрый, полный светлой тоски по детству мультфильм. Его режиссером выступил сын Резо Лео Габриадзе, который готовил картину почти 20 лет. Процесс прерывался, в какой-то момент Лео увлекся было совсем другой стилистикой, что даже обернулось выходом в 2015 году фильма ужасов «Убрать из друзей». Но, как рассказывает сам автор, это, возможно, пошло на пользу: воссоздавая семейную историю в технике перекладной анимации, Лео Габриадзе отдыхал душой.

Работа проходила в узком кругу друзей-профессионалов на студии Bazelevs. Ее основатель Тимур Бекмамбетов не просто настоял на создании мультфильма. Узнав о планах семьи Габриадзе, он тут же выслал к Резо свою операторскую группу. Вот почему, помимо его сценария со смешными и сказочными историями и более 500 великолепных рисунков художника, использованных для создания анимационного фильма, Габриадзе и сам периодически появляется в картине на фоне забавного нарисованного кабинета (Лев Толстой за его плечами трагически хмурится и плачет, слушая истории).

Это очень интересно — узнать, что именно человек, особенно талантливый художник, выставки которого проходили не так давно в ГМИИ им. Пушкина и Музее Москвы, вспоминает из своего детства. И хотя в мультфильме охвачена биография вплоть до сегодняшних дней, детству Резо Габриадзе в 62-минутной картине уделяется больше всего внимания. Мы узнаем, что он проводит время в библиотеке послевоенного Кутаиси (любителей книг там двое: он и крыса Ипполит) и в деревне у бабушки с дедушкой, среди горных пейзажей, которые «вполне могли бы заменить задник сцены Большого театра». Для дедушкиной трубки Резо постоянно собирает окурки и кладет их в красивую коробочку из-под халвы. Он беспечен и любознателен. Не забыты и его встреча с первым учителем, скульптором Валико Мизандари, и поступление на Высшие сценарные курсы в Москве.

На премьерном показе Лео Габриадзе не удержался и, вспомнив Альфреда Хичкока, сказал, что для детей очень хорошо, когда их пугают либо когда происходящее сильно драматизируют. «Это сильнее всего развивает фантазию», — пояснил он. Тревожные моменты в мультфильме сделаны здорово: нарисованные Сталин и Ленин спорят друг с другом, сослать ли мальчишку или «ли-кви-ди-ро-вать»; по улицам послевоенного города ходят безрукие и безногие немецкие пленные; грозит расправой злой Адрахне со шрамом в пол-лица; в деревенский водоем, по дну которого плывет герой, бросается дьявольски страшное чудовище. Но все неприятности — благо мультфильм все-таки не фильм ужасов — оборачиваются чем-то добрым, а иногда бесподобно комичным, как в сцене, где старый дед разгоняет грозу огромным фаллосом, сложенным из пушечных ядер с трубой.

Сентиментальность и комедийность прекрасно оттеняют грузинские народные песни, вальсы, марши, иногда сочинения Йозефа Гайдна — музыка подобрана так, что хочется верить в запланированный выпуск отдельного саундтрека к мультфильму. Специально для нового и первого в карьере и 81-летнего Резо, и 48-летнего Лео анимационного фильма национальную потешку «Знаешь, мама, где я был?» даже переделали в песенку, ведь ее художник напевал с детства. «Не важно, — сказал в конце режиссер, — что в этих историях правда, а что — вымысел. Плохое в конце концов забывается, а хорошее остается с нами навсегда». Стоит добавить: особенно то хорошее, которое мы пережили маленькими.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+