18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пушкинский музей показывает livre d’artiste скульпторов — от Родена до Христо

«Книги художника» 15 знаменитых авторов XX–XXI веков представлены в сопровождении их же работ

Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина полностью посвящена феномену livre d’artiste — «книги художника», в которой текст и иллюстрация, обычно представляющая собой оригинальную печатную графику, становятся полноправными составляющими цельного произведения. Книги из своих собраний на выставку предоставили коллекционеры Георгий Генс и Борис Фридман — он также выступил в качестве куратора. 

«Мы хотим показать, что этот жанр культивируется в любой сфере искусства: livre d’artiste создавали и художники, и архитекторы (прекрасные издания есть у Ле Корбюзье), и скульпторы, — рассказал Фридман TANR. — Мы решили отобрать именно скульпторов, которых объединяет интерес к этому виду искусства».

Временной охват у выставки широкий — с начала XX века, когда жанр только зарождался, до 1970-х, незадолго до упадка livre d’artiste. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлены книги Армана, Жана Арпа, Мишеля Гино, Альберто Джакометти, Александра Колдера, Анри Лоранса, Аристида Майоля, Марино Марини, Генри Мура, Миммо Паладино, Арнальдо Помодоро, Огюста Родена, Эдуардо Чильиды, Христо и Осипа Цадкина в сопровождении их скульптурных работ, в основном мелкой пластики, — зрителям предлагается самим найти сходства и различия в подходе авторов к разным видам искусства.

Открывает московскую выставку произведение, созданное при участии одного из родоначальников жанра — маршана и издателя Амбруаза Воллара. Именно он по предложению Октава Мирбо заказал иллюстрации к его роману «Сад пыток» Огюсту Родену, для которого они стали первой и единственной книгой художника. Издание с литографиями по его чувственным акварельным рисункам первым встречает зрителя. С Роденом соседствует его современник Аристид Майоль — и его вариант «Науки любви» Овидия. Соседний зал отведен Анри Лорансу и Осипу Цадкину, у которого в экспозиции сразу три издания, в том числе с офортами, созданными в пару к знаменитым «Калиграммам» Гийома Аполлинера. Генри Мур представлен двумя произведениями, одно из которых — «Череп слона» — появилось благодаря подаренному скульптору черепу животного, форма и строение которого вдохновили его на серию гравюр. В этом же зале можно увидеть посвящение любимому городу Альберто Джакометти: сцены парижской жизни и близкие скульптора запечатлены в гравюрах книги «Париж без конца». Особое внимание уделено испанскому скульптору Эдуардо Чильиде, плохо знакомому российскому зрителю: его графику прежде не показывали в России. Впервые посетители увидят и скульптуру Мишеля Гино, разделяющего с Чильидой одно пространство. Специальный раздел выставки посвящен жизнерадостным цветным иллюстрациям Жана Арпа и Александра Колдера, а по соседству собрали непохожих итальянцев Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. Заканчивается выставка изданием «Проходящее время» Армана, в котором он использовал свой любимый прием, поместив в плексиглас элементы часового механизма, и завернутой в фирменный полиэтилен газетой News York Times Христо вместе с изображениями его более узнаваемых работ — обернутых зданий. 

По словам директора Пушкинского музея Марины Лошак, книг художника как объектов искусства со временем становится все меньше. «Мир наполнен людьми, которые хотят коммерчески использовать ее возможности, — рассказала она на открытии выставки. — Галереи по всему миру наполнены отдельными отпечатками, и, таким образом, сама книга исчезает». «Конечно, проще продать каждый лист по отдельности, чем собрать целую книгу, которую не всякий готов купить», — резюмировала она.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+