Елена Кальницкая: «Петергоф должен оставаться таким же — ярким, неподражаемым»

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Государственный музей-заповедник «Петергоф» уже не первый год является лидером среди российских музеев и в 2017 году стал самым посещаемым музеем России

Только в 2017 году в музее-заповеднике побывало 5,3 млн туристов, что почти на 200 тыс. больше, чем в предыдущем. О том, как музей справляется со своей популярностью, как планирует музейную жизнь, с какими надеждами смотрит в будущее, TANR рассказала генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая.

Елена Кальницкая. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Елена Кальницкая.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

ГМЗ «Петергоф» обогнал по посещаемости Эрмитаж. Как вам это удалось?

Эрмитаж обогнать невозможно. Но мировая тенденция такова, что все ландшафтные музеи популярнее художественных. У нас это связано с туризмом: пригороды в первую очередь входят в туристический пакет для организованных групп. Все стремятся попасть в Петергоф и Царское Село. Две основные причины нашей популярности — фонтанный парк и астрономический туристический поток. Политика государства — развитие туризма. Поверьте, мы себя почти не рекламируем. Даже без всякой рекламы на наши традиционные праздники фонтанов приходит одномоментно до 40 тыс. человек. Если после рекламы придет 60 тыс., им просто негде будет разместиться. На парк ложится гигантская антропогенная нагрузка, а у нас даже канализации нет: система охраны памятников запрещает ее проводить.

В соцсетях часто появляются жалобы, что туристы часами стоят в очередях…

Увы, и это мировая тенденция. Если вы заранее не купите билеты, то не попадете ни в музеи Ватикана, ни в музеи Флоренции. В прошлом году я заранее не организовала себе посещение Уффици, и, хотя у меня карта ИКОМа, не смогла пройти: с такими картами тоже стояла гигантская очередь… У нас есть система электронных билетов. Да, вы его покупаете без льгот, зато проходите без очереди. Есть билетные терминалы. Вы покупаете там три билета и платите за них на 100 руб. больше, зато не стоите в очереди в кассу. Многие посетители уже понимают: лучше доплатить чуть-чуть за комфорт и не мучиться в очереди.

Посетителей зимой меньше? Как выходите из положения?

Зимой посещаемость падает, но мы стараемся делать музейную жизнь интересной в любой сезон. Прошлой зимой провели большую выставку костюма Серебряного века «Как одевался Великий немой» из частной коллекции Натальи Костригиной. Посещаемость сразу увеличилась на 30%, но однозначно трудно сказать, за счет чего: выставка проходила в зале парадной анфилады. Восторженных отзывов было очень много.

Кризис чувствуете?

Еще как! В предыдущие годы посетители перестали есть бутерброды на скамейках, в прошлом году все вернулось: люди снова сидят с едой в парке, потому что рестораны не всякой семье по карману. Реже стали покупать сувениры, книги. Мы сейчас готовим три новых буклета — по Китайскому дворцу, дворцам Петра III в Ораниенбауме и Петра I в Стрельне. Посмотрим, как будут раскупаться.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Вы представляете себе социальный портрет вашего посетителя? Кого больше — организованных туристов или одиночек?

Организованных групп и самостоятельных посетителей у нас практически 50 на 50, почти 40% — иностранцы, но серьезных социологических исследований не проводим, это для нас сложно. Кстати, сейчас город подарил Петергофу четыре платные недорогие стоянки для частных автомобилей. Значит, будет больше семей, самостоятельных туристов.

Чем встречаете новый сезон?

Для нас главное событие года — межмузейный проект «Век музеев», посвященный 100-летию образования музеев в пригородных императорских резиденциях: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. В конце апреля у нас состоится большая конференция, в мае праздник фонтанов будет посвящен юбилею. Наше личное огромное событие — завершение серьезных работ в Ораниенбауме: после реставрации в конце мая открываем дворец Петра III, в начале июня — новые залы Китайского дворца. Это наше главное сокровище, за реставрацию которого отдельное спасибо «Газпрому». В нынешнем году у дворца юбилей — 250 лет! С автономной некоммерческой организацией «Центр подводных исследований Русского географического общества» будем делать выставку «Архангел Гавриил», освещающую историю поднятия со дна моря одноименного судна.

Что такое идеальный музей, с вашей точки зрения?

Я выросла в Эрмитаже, он для меня родной и идеальный, а с точки зрения организации и администрирования — Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Главные перспективы и направления развития музея-заповедника?

Самый главный для нас вопрос — транспортный, чтобы посетители приезжали сюда с удобствами, не уставшие. Но у города такой старый парк корабликов-метеоров — того и гляди развалится! К сожалению, в Ораниенбауме до сих пор нет комфортабельной парковки, и это сильно осложняет нам жизнь. Дорога в плохом состоянии, машины стоят вдоль шоссе километрами. Очень хочу, чтобы удалось побороть спекулянтов. Сколько предупреждаем: не покупайте билеты с рук! Но люди все равно попадаются на обман.

Еще через 100 лет каким вы видите Петергоф?

Таким же! Я вспоминаю роман Ивана Ефремова «Сердце змеи» о том, как астронавты после длительного путешествия возвращаются на Землю, подлетают к Ленинграду и видят те же дворцы, памятники, парки — и это настоящее счастье. Да, в музее может появиться больше электроники, но Петергоф должен оставаться таким же — ярким, праздничным, наполненным историей, неподражаемым.


Самые посещаемые парковые комплексы, архитектурные музееи-заповедники и кремли

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Если музею повезло оказаться в древнем кремле или в парке, многие посетители приходят туда просто погулять. Особенно если за билет на выставку нужно платить, а за вход на территорию — нет. Поэтому в музеях такого рода общее число гуляющих может быть гораздо выше числа пришедших ознакомиться с экспозицией музея или посетить выставку. В Царицыне, где ведется учет обеих категорий посетителей, первых вчетверо больше, чем вторых. Сложно корректно сопоставить 5,3 млн заплативших за билеты в парки и музеи посетителей Петергофа и 6,3 млн бесплатно побывавших в Коломенском, Люблине и Измайлове. Поэтому данный рейтинг правильнее воспринимать как список лучших, а не как табель о рангах.

* С учетом посетителей территории, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 5 282 600 (около 5 000 000).
** С учетом посетителей территории, не покупавших билетов в музейно-выставочный комплекс, — 6 319 300 (6 280 700).
*** С учетом посетителей, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 2 330 511 (2 390 542).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+