Елена Кальницкая: «Петергоф должен оставаться таким же — ярким, неподражаемым»

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Государственный музей-заповедник «Петергоф» уже не первый год является лидером среди российских музеев и в 2017 году стал самым посещаемым музеем России

Только в 2017 году в музее-заповеднике побывало 5,3 млн туристов, что почти на 200 тыс. больше, чем в предыдущем. О том, как музей справляется со своей популярностью, как планирует музейную жизнь, с какими надеждами смотрит в будущее, TANR рассказала генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая.

Елена Кальницкая. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Елена Кальницкая.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

ГМЗ «Петергоф» обогнал по посещаемости Эрмитаж. Как вам это удалось?

Эрмитаж обогнать невозможно. Но мировая тенденция такова, что все ландшафтные музеи популярнее художественных. У нас это связано с туризмом: пригороды в первую очередь входят в туристический пакет для организованных групп. Все стремятся попасть в Петергоф и Царское Село. Две основные причины нашей популярности — фонтанный парк и астрономический туристический поток. Политика государства — развитие туризма. Поверьте, мы себя почти не рекламируем. Даже без всякой рекламы на наши традиционные праздники фонтанов приходит одномоментно до 40 тыс. человек. Если после рекламы придет 60 тыс., им просто негде будет разместиться. На парк ложится гигантская антропогенная нагрузка, а у нас даже канализации нет: система охраны памятников запрещает ее проводить.

В соцсетях часто появляются жалобы, что туристы часами стоят в очередях…

Увы, и это мировая тенденция. Если вы заранее не купите билеты, то не попадете ни в музеи Ватикана, ни в музеи Флоренции. В прошлом году я заранее не организовала себе посещение Уффици, и, хотя у меня карта ИКОМа, не смогла пройти: с такими картами тоже стояла гигантская очередь… У нас есть система электронных билетов. Да, вы его покупаете без льгот, зато проходите без очереди. Есть билетные терминалы. Вы покупаете там три билета и платите за них на 100 руб. больше, зато не стоите в очереди в кассу. Многие посетители уже понимают: лучше доплатить чуть-чуть за комфорт и не мучиться в очереди.

Посетителей зимой меньше? Как выходите из положения?

Зимой посещаемость падает, но мы стараемся делать музейную жизнь интересной в любой сезон. Прошлой зимой провели большую выставку костюма Серебряного века «Как одевался Великий немой» из частной коллекции Натальи Костригиной. Посещаемость сразу увеличилась на 30%, но однозначно трудно сказать, за счет чего: выставка проходила в зале парадной анфилады. Восторженных отзывов было очень много.

Кризис чувствуете?

Еще как! В предыдущие годы посетители перестали есть бутерброды на скамейках, в прошлом году все вернулось: люди снова сидят с едой в парке, потому что рестораны не всякой семье по карману. Реже стали покупать сувениры, книги. Мы сейчас готовим три новых буклета — по Китайскому дворцу, дворцам Петра III в Ораниенбауме и Петра I в Стрельне. Посмотрим, как будут раскупаться.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Вы представляете себе социальный портрет вашего посетителя? Кого больше — организованных туристов или одиночек?

Организованных групп и самостоятельных посетителей у нас практически 50 на 50, почти 40% — иностранцы, но серьезных социологических исследований не проводим, это для нас сложно. Кстати, сейчас город подарил Петергофу четыре платные недорогие стоянки для частных автомобилей. Значит, будет больше семей, самостоятельных туристов.

Чем встречаете новый сезон?

Для нас главное событие года — межмузейный проект «Век музеев», посвященный 100-летию образования музеев в пригородных императорских резиденциях: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. В конце апреля у нас состоится большая конференция, в мае праздник фонтанов будет посвящен юбилею. Наше личное огромное событие — завершение серьезных работ в Ораниенбауме: после реставрации в конце мая открываем дворец Петра III, в начале июня — новые залы Китайского дворца. Это наше главное сокровище, за реставрацию которого отдельное спасибо «Газпрому». В нынешнем году у дворца юбилей — 250 лет! С автономной некоммерческой организацией «Центр подводных исследований Русского географического общества» будем делать выставку «Архангел Гавриил», освещающую историю поднятия со дна моря одноименного судна.

Что такое идеальный музей, с вашей точки зрения?

Я выросла в Эрмитаже, он для меня родной и идеальный, а с точки зрения организации и администрирования — Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Главные перспективы и направления развития музея-заповедника?

Самый главный для нас вопрос — транспортный, чтобы посетители приезжали сюда с удобствами, не уставшие. Но у города такой старый парк корабликов-метеоров — того и гляди развалится! К сожалению, в Ораниенбауме до сих пор нет комфортабельной парковки, и это сильно осложняет нам жизнь. Дорога в плохом состоянии, машины стоят вдоль шоссе километрами. Очень хочу, чтобы удалось побороть спекулянтов. Сколько предупреждаем: не покупайте билеты с рук! Но люди все равно попадаются на обман.

Еще через 100 лет каким вы видите Петергоф?

Таким же! Я вспоминаю роман Ивана Ефремова «Сердце змеи» о том, как астронавты после длительного путешествия возвращаются на Землю, подлетают к Ленинграду и видят те же дворцы, памятники, парки — и это настоящее счастье. Да, в музее может появиться больше электроники, но Петергоф должен оставаться таким же — ярким, праздничным, наполненным историей, неподражаемым.


Самые посещаемые парковые комплексы, архитектурные музееи-заповедники и кремли

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Если музею повезло оказаться в древнем кремле или в парке, многие посетители приходят туда просто погулять. Особенно если за билет на выставку нужно платить, а за вход на территорию — нет. Поэтому в музеях такого рода общее число гуляющих может быть гораздо выше числа пришедших ознакомиться с экспозицией музея или посетить выставку. В Царицыне, где ведется учет обеих категорий посетителей, первых вчетверо больше, чем вторых. Сложно корректно сопоставить 5,3 млн заплативших за билеты в парки и музеи посетителей Петергофа и 6,3 млн бесплатно побывавших в Коломенском, Люблине и Измайлове. Поэтому данный рейтинг правильнее воспринимать как список лучших, а не как табель о рангах.

* С учетом посетителей территории, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 5 282 600 (около 5 000 000).
** С учетом посетителей территории, не покупавших билетов в музейно-выставочный комплекс, — 6 319 300 (6 280 700).
*** С учетом посетителей, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 2 330 511 (2 390 542).

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+