18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Елена Кальницкая: «Петергоф должен оставаться таким же — ярким, неподражаемым»

№63
Материал из газеты

Государственный музей-заповедник «Петергоф» уже не первый год является лидером среди российских музеев и в 2017 году стал самым посещаемым музеем России

Только в 2017 году в музее-заповеднике побывало 5,3 млн туристов, что почти на 200 тыс. больше, чем в предыдущем. О том, как музей справляется со своей популярностью, как планирует музейную жизнь, с какими надеждами смотрит в будущее, TANR рассказала генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая.

ГМЗ «Петергоф» обогнал по посещаемости Эрмитаж. Как вам это удалось?

Эрмитаж обогнать невозможно. Но мировая тенденция такова, что все ландшафтные музеи популярнее художественных. У нас это связано с туризмом: пригороды в первую очередь входят в туристический пакет для организованных групп. Все стремятся попасть в Петергоф и Царское Село. Две основные причины нашей популярности — фонтанный парк и астрономический туристический поток. Политика государства — развитие туризма. Поверьте, мы себя почти не рекламируем. Даже без всякой рекламы на наши традиционные праздники фонтанов приходит одномоментно до 40 тыс. человек. Если после рекламы придет 60 тыс., им просто негде будет разместиться. На парк ложится гигантская антропогенная нагрузка, а у нас даже канализации нет: система охраны памятников запрещает ее проводить.

В соцсетях часто появляются жалобы, что туристы часами стоят в очередях…

Увы, и это мировая тенденция. Если вы заранее не купите билеты, то не попадете ни в музеи Ватикана, ни в музеи Флоренции. В прошлом году я заранее не организовала себе посещение Уффици, и, хотя у меня карта ИКОМа, не смогла пройти: с такими картами тоже стояла гигантская очередь… У нас есть система электронных билетов. Да, вы его покупаете без льгот, зато проходите без очереди. Есть билетные терминалы. Вы покупаете там три билета и платите за них на 100 руб. больше, зато не стоите в очереди в кассу. Многие посетители уже понимают: лучше доплатить чуть-чуть за комфорт и не мучиться в очереди.

Посетителей зимой меньше? Как выходите из положения?

Зимой посещаемость падает, но мы стараемся делать музейную жизнь интересной в любой сезон. Прошлой зимой провели большую выставку костюма Серебряного века «Как одевался Великий немой» из частной коллекции Натальи Костригиной. Посещаемость сразу увеличилась на 30%, но однозначно трудно сказать, за счет чего: выставка проходила в зале парадной анфилады. Восторженных отзывов было очень много.

Кризис чувствуете?

Еще как! В предыдущие годы посетители перестали есть бутерброды на скамейках, в прошлом году все вернулось: люди снова сидят с едой в парке, потому что рестораны не всякой семье по карману. Реже стали покупать сувениры, книги. Мы сейчас готовим три новых буклета — по Китайскому дворцу, дворцам Петра III в Ораниенбауме и Петра I в Стрельне. Посмотрим, как будут раскупаться.

Вы представляете себе социальный портрет вашего посетителя? Кого больше — организованных туристов или одиночек?

Организованных групп и самостоятельных посетителей у нас практически 50 на 50, почти 40% — иностранцы, но серьезных социологических исследований не проводим, это для нас сложно. Кстати, сейчас город подарил Петергофу четыре платные недорогие стоянки для частных автомобилей. Значит, будет больше семей, самостоятельных туристов.

Чем встречаете новый сезон?

Для нас главное событие года — межмузейный проект «Век музеев», посвященный 100-летию образования музеев в пригородных императорских резиденциях: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. В конце апреля у нас состоится большая конференция, в мае праздник фонтанов будет посвящен юбилею. Наше личное огромное событие — завершение серьезных работ в Ораниенбауме: после реставрации в конце мая открываем дворец Петра III, в начале июня — новые залы Китайского дворца. Это наше главное сокровище, за реставрацию которого отдельное спасибо «Газпрому». В нынешнем году у дворца юбилей — 250 лет! С автономной некоммерческой организацией «Центр подводных исследований Русского географического общества» будем делать выставку «Архангел Гавриил», освещающую историю поднятия со дна моря одноименного судна.

Что такое идеальный музей, с вашей точки зрения?

Я выросла в Эрмитаже, он для меня родной и идеальный, а с точки зрения организации и администрирования — Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Главные перспективы и направления развития музея-заповедника?

Самый главный для нас вопрос — транспортный, чтобы посетители приезжали сюда с удобствами, не уставшие. Но у города такой старый парк корабликов-метеоров — того и гляди развалится! К сожалению, в Ораниенбауме до сих пор нет комфортабельной парковки, и это сильно осложняет нам жизнь. Дорога в плохом состоянии, машины стоят вдоль шоссе километрами. Очень хочу, чтобы удалось побороть спекулянтов. Сколько предупреждаем: не покупайте билеты с рук! Но люди все равно попадаются на обман.

Еще через 100 лет каким вы видите Петергоф?

Таким же! Я вспоминаю роман Ивана Ефремова «Сердце змеи» о том, как астронавты после длительного путешествия возвращаются на Землю, подлетают к Ленинграду и видят те же дворцы, памятники, парки — и это настоящее счастье. Да, в музее может появиться больше электроники, но Петергоф должен оставаться таким же — ярким, праздничным, наполненным историей, неподражаемым.


Самые посещаемые парковые комплексы, архитектурные музееи-заповедники и кремли

Если музею повезло оказаться в древнем кремле или в парке, многие посетители приходят туда просто погулять. Особенно если за билет на выставку нужно платить, а за вход на территорию — нет. Поэтому в музеях такого рода общее число гуляющих может быть гораздо выше числа пришедших ознакомиться с экспозицией музея или посетить выставку. В Царицыне, где ведется учет обеих категорий посетителей, первых вчетверо больше, чем вторых. Сложно корректно сопоставить 5,3 млн заплативших за билеты в парки и музеи посетителей Петергофа и 6,3 млн бесплатно побывавших в Коломенском, Люблине и Измайлове. Поэтому данный рейтинг правильнее воспринимать как список лучших, а не как табель о рангах.

* С учетом посетителей территории, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 5 282 600 (около 5 000 000).
** С учетом посетителей территории, не покупавших билетов в музейно-выставочный комплекс, — 6 319 300 (6 280 700).
*** С учетом посетителей, не покупавших билеты в музейно-выставочный комплекс, — 2 330 511 (2 390 542).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+