18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бразильские галереи ищут новые форматы для растущего рынка

В начале апреля бразильская компания Latitude, занимающаяся исследованиями местного галерейного бизнеса, выпустила третий ежегодный отчет, где во всех подробностях рассказывается об успехах бразильского рынка искусства за 2013 год. Latitude — плод сотрудничества частной, созданной по инициативе галеристов, ассоциации современного искусства ABACT и Государственного агентства по развитию торговли и инвестиций при Министерстве экономики: рынком искусства в Бразилии, его формированием и поддержкой, занимаются всерьез. Согласно результатам из 45 галерей, принявших участие в опросе, треть появилась после 2010 года, что само по себе говорит о многом. Данные минувшего года тоже впечатляют: 90% галерей отметили рост доходов на уровне 27,5%; более чем две трети отчитались об успешных продажах на зарубежных рынках; цены на произведения искусства повысились в среднем на 9%. Однако особенно любопытна цифра, показывающая, что из тысячи авторов, представленных в галереях, 15% вышли на рынок только в 2013 году.

Понятно, рынок, даже растущий, не способен вместить всех желающих; кроме того, не все готовы соответствовать имеющимся коммерческим обстоятельствам. Поэтому Бразилия сегодня переживает бум альтернативных художественных пространств, что выстраивают новые связи с рынком, стремясь формировать среду, в которой художник будет как можно меньше зависеть от продаж.

Одна из самых динамичных галерей Рио-де-Жанейро A Gentil Carioca превратила коммерческую деятельность в социально ответственную. Галерея, которую основали в 2003 году три художника — Марсио Ботнер, Лаура Лима и хорошо известный за пределами Бразилии Эрнесто Нето, — постоянно участвует в крупнейших международных ярмарках. Но так же активно развивает и некоммерческую программу. На выходящей на улицу стене галереи раз в четыре месяца устраиваются выставки-инсталляции: то стену атакуют гигантские как бы бумажные самолетики, то она покрывается граффити. А недавно, в дополнение к пространству в центре города, A Gentil Carioca открыла филиал в одном из не слишком благополучных районов Рио — теперь здесь проходят лекции и ведется активная работа с местным сообществом.

Другую стратегию выбрала Мария Монтейро, открывшая в 2011 году пространство Phosphorus в историческом центре Сан-Паулу. В отличие от большинства некоммерческих и негосударственных художественных центров в Бразилии, которые появляются в качестве открытых платформ для общения, Phosphorus держит курс на активное сотрудничество с коллекционерами и частными спонсорами, что, впрочем, не мешает Монтейро предлагать вниманию публики и полемические проекты.

Если A Gentil Carioca может позволить себе параллельную программу за счет своей коммерческой деятельности, а Phosphorus — благодаря спонсорам, то некоммерческим пространствам вроде Atelier 397 в Сан-Паулу приходится рассчитывать главным образом на себя и государство. «До половины нашего бюджета составляют деньги из государственных грантов», — объясняет куратор Таис Ривитти, соосновательница Atelier 397; остальная часть бюджета формируется за счет средств организаторов, разовых мероприятий вроде аукционов вслепую или продажи тиражных произведений. «Мы не против рынка, но хотим переосмыслить его, представив эти взаимоотношения в более независимом ключе», — объясняет Ривитти. С целью привлечь новую аудиторию (и потенциальных спонсоров) в феврале Atelier 397 выступило соорганизатором выставки Бартоломео Гелпи; экспозиция частью располагалась в известной коммерческой галерее Central, где были выставлены малоформатные (читай, доступные) абстракции Гелпи, а частью в Atelier 397, где художник работал, вырезая прямо на стене выставочного зала. И если для Central выставка означала возможную прибыль, для Ривитти и ее соратников — очередной ремонт помещения за свой (до половины, как мы теперь знаем, государственный) счет.

SP Arte, 3–6 апреля

К юбилейному изданию SP Arte, самой крупной ярмарки в Латинской Америке, организаторы приурочили появление нового раздел Solo, где каждая галерея получила дополнительные 25 м2, чтобы показать одного художника. Отбор участников поручили успешному бразильскому куратору, директору самого крупного частного арт-центра под открытым небом Inhotim Родриго Моура. Еще до открытия главным достижением SP Arte 2014 года стала договоренность с властями Сан-Паулу о послаблении в непростом налоговом кодексе, который специалисты по рынку искусства в один голос называют главным препятствием для дальнейшего роста. Работы, стоимость которых не превышала 3 млн реалов (около $1,4 млн), не облагались государственной пошлиной, более дорогие произведения облагались налогом в размере всего 5%. Льгота, впрочем, касалась только галерей, зарегистрированных в Сан-Паулу, — вероятно, поэтому сделки, заключенные во время ярмарки, практически не выходили за $1 млн (одна из старейших галерей Бразилии, существующая с 1974 года, Galeria Luisa Strina продала работу Сильдо Мейрелеша Tic-Tac-Toe за $800 тыс.) или же были заключены иностранными галеристами: так, миланская Cardi Gallery продала Пространственную концепцию (1968) Лучо Фонтаны за €1 млн, Lisson Gallery — объект Аниша Капура за $1 млн, а Thaddeus Ropac — картину Георга Базелица за $850 тыс. Много покупок в бразильских галереях были сделаны в пользу местных художественных музеев. Государственная пинакотека Сан-Паулу благодаря местным меценатам пополнила свою коллекцию работами Луиса Брага, Николаса Роббио, Ваниа Миньоне; свою долю получили и другие известные музеи Сан-Паулу — Музей современного искусства и Художественный музей Сан-Паулу.

На ярмарочных стендах можно было найти и работы художников из России и СНГ. Сразу четыре галереи представляли Илью Кабакова (лондонская Gallery Sprovieri, нью-йоркская The Pace Gallery, Galleria Lia Rumma, Неаполь-Милан, и вездесущий Thaddeus Ropac); Sprovieri также представила фотографии Бориса Михайлова и рисунки Павла Пепперштейна. Крупнейшая местная Baró Galeria показала объекты и скульптуру киевлянки Жанны Кадыровой (одновременно с ярмаркой у Кадыровой в Baró открылась персональная выставка, что продлится до 7 июня), а еще одна галерея из Сан-Паулу,  Luciana Brito Galeria – фотоснимки перформансов Федора Павлова-Андреевича, который стал в последние годы практически тамошним, сан-паульским, завсегдатаем.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+