Охота на Ленина

Жив? Жил? Будет жить? Ответ на эти вопросы ищут на премьерной выставке фестиваля Photobookfest 2018. Весна. И Ленин такой молодой, и всюду жизнь — занесенная в блокнот, продленная живописью. И даже Шервудский дуб расцвел и пустил корни в Москве

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

На время фестиваля Photobookfest 2018 Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб., д. 3, стр. 1) превратился в площадку для встречи европейских и отечественных экспертов фотографического искусства. В четверг 19 апреля там открылось сразу две выставки. 

Первая — «В поисках Ленина» (до 24 июня), где фотограф Нильс Акерманн и журналист Себастьен Гобер размышляют о процессе декоммунизации на Украине через документирование сноса памятников Владимиру Ленину. Что это было: публичная казнь или узаконенный вандализм? Закономерный процесс расставания общества с прошлым, обновления и корректировки культурных и политических кодов или узаконенный процесс декоммунизации? Авторы проекта находили статуи вождя на задворках музеев, на аукционах, в частных коллекциях. От одних остались фрагменты, другие перекрасили, обезглавили, разбили, бросили в промзонах, в лесу, на помойках. Некоторые памятники и вовсе переплавили, сделав новые — Тараса Бульбу и Дарта Вейдера. 

Вторая выставка — «Я, Обломов» (до 13 мая) — представляет серию автопортретов фотографа, победителя конкурса Photobookfest 2017 Икуру Куваджимы, в которых он попытался погрузиться в феномен «обломовщины» и исследовать через него постсоветское пространство. В экспозицию включена одноименная авторская фотокнига с шестью вариантами обложки-подушки, изданная при поддержке Photobookfest в 2017 году.

Еще один проект, вошедший в программу фестиваля, — «Noor. Иди и смотри» (17 мая — 2 сентября). Это первая в России выставка фотоагентства Noor, всколыхнувшего фотожурналистику в последние десять лет. Честные и независимые высказывания о современном мире и его насущных проблемах в фотографиях, мультимедиапроектах и журналистских материалах ведущих мировых фотожурналистов составляют уникальный кооператив Noor. Сегодня агентство объединяет 16 фотографов из 13 стран, в числе которых Нина Берман, Андреа Брюс, Стэнли Грин и Джон Ловештейн (США), Пеп Бонет и Себастьян Листе (Испания), Бенедикт Кюрзен (Франция), Юрий Козырев (Россия), Франческо Зизола (Италия), Аликсандра Фадзина (Великобритания), Кадирван Лохёйзен (Голландия), Таня Хабджука (Иордания), Робин Хаммонд (Новая Зеландия), Арко Датто (Индия), Санне де Вильде и Леонард Понго (Бельгия). Выставку сопровождает образовательная программа с участием фотографов агентства Noor и специалистов по фотографии из Нидерландов.

Помимо фотографических выставок, фестиваль включит и книжные экспозиции, где будут представлены фотокниги, вошедшие в шорт-лист конкурса Unseen Dummy Award, организованного крупнейшим фотографическим фестивалем в Европе Unseen. Также будет открыта выставка лучших фотокниг из коллекции Pro Helvetia.

С февраля по апрель проходил конкурс книжных макетов, в котором приняли участие фотографы со всей России, Украины, из Грузии и стран СНГ, чтобы побороться за главный приз — издание тиража собственной фотокниги. Итоги конкурса будут подведены 1 июня.

Еще с 20 апреля до 3 июня ценители фотографии могут принять участие в мастер-классах, лекциях, дискуссиях, серии портфолио-ревю, чтобы обменяться опытом и обсудить современную фотографическую сцену. Фестиваль также впервые представит детскую программу. 

«В современных медиа мы рассматриваем фотографию, определяя ее возможности и формы выхода к зрителю. Фотокнига позволяет создать из серии работ единое целое, которое будет существовать как автономная художественная форма. Сегодня фотокнига — это динамично развивающаяся платформа для творческого высказывания, которая меняется вслед за развитием технологий и открывает новые способы интерпретации и подачи изображений», — считает основатель и главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская. 

Подробнее на www.photobookfest.com


«Блокнот». Аня Желудь. С 24 апреля по 3 июня

Аня Желудь. Из серии «Блокнот». 2018. Фото: 11.12 Gallery
Аня Желудь. Из серии «Блокнот». 2018.
Фото: 11.12 Gallery

В пространстве галереи «11.12» (Москва, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., д. 1/8, № 19) Аня Желудь формирует экспозицию из графических монохромных картин, собранных в модульные блоки. Каждая из работ являет собой увеличенную страницу блокнота, в котором художница рисовала в электричках и метро. Рисовала она портреты людей, но фрагментарно. Руки, ноги — сочленения и узлы, совокупность частей человеческих тел с вещами: одеждой, сумками, обувью, iPad и iPhone, поручнями метро. Несмотря на то что технически экспонаты — картины, художница, как всегда, решает задачу в инсталлярном жанре.

Подробнее на http://11-12gallery.com/exhibition/upcoming


«Альбион». Мэт Коллишоу. До 2 июня

Мэт Коллишоу. «Альбион». Инсталляция. Фото: Gary Tatintsian Gallery
Мэт Коллишоу. «Альбион». Инсталляция.
Фото: Gary Tatintsian Gallery

Галерея Гари Татинцяна (Москва, Серебряническая наб., д. 19, «Арт Хаус», вход со стороны набережной) продлевает до 2 июня персональную выставку художника Мэта Коллишоу. Ключевая фигура в истории британского современного искусства, Коллишоу — один из основателей и лидеров движения Young British Artists («Молодые британские художники»), участник легендарной выставки Freeze, организованной его другом и сокурсником Дэмиеном Херстом в 1988 году. Центральное место в творчестве Мэта Коллишоу занимают темы иллюзии и желания, которыми он оперирует, разрушая и подвергая сомнению повседневное восприятие привычных образов.

Среди работ, представленных в московской галерее, — состоящий из 300 отдельных фигур зоотроп All Things Fall (2014–2017), который оживляет знаменитый библейский сюжет и одновременно служит отсылкой к картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы на ту же тему. Сами фигуры остаются неподвижными, а быстрая смена кадров под вспышками света создает иллюзию движения — эффект «движущихся картинок».

В Москву приехали и объекты из серии «Черные зеркала»: «Святой Себастьян» и «Андромеда» (2017). Анимированные полотна Николо Реньери и Влахо Буковца, подобно призракам, возникают в зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом.

Одна из центральных инсталляций на выставке — «Альбион» (2017), проекция связанного с легендами о Робин Гуде дуба в Шервудском лесу в графстве Ноттингемшир. Сам Мэт Коллишоу в интервью нашей газете так говорит об этой инсталляции: «Это проекция дуба из Шервудского леса и одновременно важный для меня символ старой Англии. От настоящего дуба уже практически ничего не осталось, люди поддерживают его искусственно металлическими конструкциями. Получается такая метафора возвеличивания прошлого, мысль о том, что миф, даже когда уже нежизнеспособен, не перестает существовать. Это такая же иллюзия, как мысли людей, полагавших, что в прошлом не было миграции и экономических проблем, и голосовавших за Brexit. Я решил, что это может быть центральной мыслью выставки. Было непросто подбирать остальные работы из-за сложного и довольно обезличенного пространства галереи».

Есть на выставке и созданный путем лазерного сканирования и воспроизведенный с помощью техники «Призрак Пеппера» — идея живого существа, навечно захваченного человеком для воссоздания иллюзии жизни, а также серия гиперреалистических живописных работ Gasconades (2017) — изображения садовых птиц, отсылающие к популярным в XVII веке картинам с птицами и животными Карела Фабрициуса («Щегол», 1654) и других голландских мастеров.

Подробнее на http://tatintsian.com/


«Следы движения. Искусство, продлевающее жизнь». Светлана Маганова и Татьяна Хейнонен. До 26 апреля

Светлана Маганова. «Тарелка». Фото: Omelchenko Gallery
Светлана Маганова. «Тарелка».
Фото: Omelchenko Gallery

Omelchenko Gallery (Москва, Староконюшенный пер., д. 32) делится одной непростой, но очень интересной историей двух сестер, которая могла бы стать примером и вдохновением для многих. Светлана Маганова и Татьяна Хейнонен родились в Москве, в семье, где царила творческая атмосфера, однако к живописи обе обратились уже в довольно зрелые годы. В тяжелой жизненной ситуации, в результате сильных потрясений, попытки осознания причинно-следственной связи, у сестер возникло желание разговаривать через живопись. Их творчество — это осмысление пережитых событий. Их живопись — это образы, ассоциации, переживания, индивидуальное и эмоциональное восприятие окружающего мира через цвет, форму, текстуру, уникальные и удивительные свойства стекла. 

Татьяна Хейнонен начала заниматься живописью, когда уже была смертельно больна. Но благодаря интереснейшим и сложным исследованиям, погрузившись в мир творчества, она забывала о физических страданиях. Светлане же искусство помогло побороть тяжелые психологические травмы. Но в творчестве Светланы и Татьяны нет трагичности. Проект показывает, как искусство дарит шанс полноценно жить в тяжелой ситуации. Татьяне оно дало возможность значительно продлить жизнь, прожить последние годы счастливо и состояться как художнику, а Светлане — созидать и жить, несмотря ни на что.

Часть вырученных средств будет перечислена на лечение Русланы Шук, которая больна раком и борется за жизнь в Центре гематологии в Москве, находясь на пятом месяце беременности.

Подробнее на https://www.omelchenkogallery.com/

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+