18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Охота на Ленина

Жив? Жил? Будет жить? Ответ на эти вопросы ищут на премьерной выставке фестиваля Photobookfest 2018. Весна. И Ленин такой молодой, и всюду жизнь — занесенная в блокнот, продленная живописью. И даже Шервудский дуб расцвел и пустил корни в Москве

На время фестиваля Photobookfest 2018 Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб., д. 3, стр. 1) превратился в площадку для встречи европейских и отечественных экспертов фотографического искусства. В четверг 19 апреля там открылось сразу две выставки. 

Первая — «В поисках Ленина» (до 24 июня), где фотограф Нильс Акерманн и журналист Себастьен Гобер размышляют о процессе декоммунизации на Украине через документирование сноса памятников Владимиру Ленину. Что это было: публичная казнь или узаконенный вандализм? Закономерный процесс расставания общества с прошлым, обновления и корректировки культурных и политических кодов или узаконенный процесс декоммунизации? Авторы проекта находили статуи вождя на задворках музеев, на аукционах, в частных коллекциях. От одних остались фрагменты, другие перекрасили, обезглавили, разбили, бросили в промзонах, в лесу, на помойках. Некоторые памятники и вовсе переплавили, сделав новые — Тараса Бульбу и Дарта Вейдера. 

Вторая выставка — «Я, Обломов» (до 13 мая) — представляет серию автопортретов фотографа, победителя конкурса Photobookfest 2017 Икуру Куваджимы, в которых он попытался погрузиться в феномен «обломовщины» и исследовать через него постсоветское пространство. В экспозицию включена одноименная авторская фотокнига с шестью вариантами обложки-подушки, изданная при поддержке Photobookfest в 2017 году.

Еще один проект, вошедший в программу фестиваля, — «Noor. Иди и смотри» (17 мая — 2 сентября). Это первая в России выставка фотоагентства Noor, всколыхнувшего фотожурналистику в последние десять лет. Честные и независимые высказывания о современном мире и его насущных проблемах в фотографиях, мультимедиапроектах и журналистских материалах ведущих мировых фотожурналистов составляют уникальный кооператив Noor. Сегодня агентство объединяет 16 фотографов из 13 стран, в числе которых Нина Берман, Андреа Брюс, Стэнли Грин и Джон Ловештейн (США), Пеп Бонет и Себастьян Листе (Испания), Бенедикт Кюрзен (Франция), Юрий Козырев (Россия), Франческо Зизола (Италия), Аликсандра Фадзина (Великобритания), Кадирван Лохёйзен (Голландия), Таня Хабджука (Иордания), Робин Хаммонд (Новая Зеландия), Арко Датто (Индия), Санне де Вильде и Леонард Понго (Бельгия). Выставку сопровождает образовательная программа с участием фотографов агентства Noor и специалистов по фотографии из Нидерландов.

Помимо фотографических выставок, фестиваль включит и книжные экспозиции, где будут представлены фотокниги, вошедшие в шорт-лист конкурса Unseen Dummy Award, организованного крупнейшим фотографическим фестивалем в Европе Unseen. Также будет открыта выставка лучших фотокниг из коллекции Pro Helvetia.

С февраля по апрель проходил конкурс книжных макетов, в котором приняли участие фотографы со всей России, Украины, из Грузии и стран СНГ, чтобы побороться за главный приз — издание тиража собственной фотокниги. Итоги конкурса будут подведены 1 июня.

Еще с 20 апреля до 3 июня ценители фотографии могут принять участие в мастер-классах, лекциях, дискуссиях, серии портфолио-ревю, чтобы обменяться опытом и обсудить современную фотографическую сцену. Фестиваль также впервые представит детскую программу. 

«В современных медиа мы рассматриваем фотографию, определяя ее возможности и формы выхода к зрителю. Фотокнига позволяет создать из серии работ единое целое, которое будет существовать как автономная художественная форма. Сегодня фотокнига — это динамично развивающаяся платформа для творческого высказывания, которая меняется вслед за развитием технологий и открывает новые способы интерпретации и подачи изображений», — считает основатель и главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская. 

Подробнее на www.photobookfest.com


«Блокнот». Аня Желудь. С 24 апреля по 3 июня

В пространстве галереи «11.12» (Москва, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., д. 1/8, № 19) Аня Желудь формирует экспозицию из графических монохромных картин, собранных в модульные блоки. Каждая из работ являет собой увеличенную страницу блокнота, в котором художница рисовала в электричках и метро. Рисовала она портреты людей, но фрагментарно. Руки, ноги — сочленения и узлы, совокупность частей человеческих тел с вещами: одеждой, сумками, обувью, iPad и iPhone, поручнями метро. Несмотря на то что технически экспонаты — картины, художница, как всегда, решает задачу в инсталлярном жанре.

Подробнее на http://11-12gallery.com/exhibition/upcoming


«Альбион». Мэт Коллишоу. До 2 июня

Галерея Гари Татинцяна (Москва, Серебряническая наб., д. 19, «Арт Хаус», вход со стороны набережной) продлевает до 2 июня персональную выставку художника Мэта Коллишоу. Ключевая фигура в истории британского современного искусства, Коллишоу — один из основателей и лидеров движения Young British Artists («Молодые британские художники»), участник легендарной выставки Freeze, организованной его другом и сокурсником Дэмиеном Херстом в 1988 году. Центральное место в творчестве Мэта Коллишоу занимают темы иллюзии и желания, которыми он оперирует, разрушая и подвергая сомнению повседневное восприятие привычных образов.

Среди работ, представленных в московской галерее, — состоящий из 300 отдельных фигур зоотроп All Things Fall (2014–2017), который оживляет знаменитый библейский сюжет и одновременно служит отсылкой к картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы на ту же тему. Сами фигуры остаются неподвижными, а быстрая смена кадров под вспышками света создает иллюзию движения — эффект «движущихся картинок».

В Москву приехали и объекты из серии «Черные зеркала»: «Святой Себастьян» и «Андромеда» (2017). Анимированные полотна Николо Реньери и Влахо Буковца, подобно призракам, возникают в зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом.

Одна из центральных инсталляций на выставке — «Альбион» (2017), проекция связанного с легендами о Робин Гуде дуба в Шервудском лесу в графстве Ноттингемшир. Сам Мэт Коллишоу в интервью нашей газете так говорит об этой инсталляции: «Это проекция дуба из Шервудского леса и одновременно важный для меня символ старой Англии. От настоящего дуба уже практически ничего не осталось, люди поддерживают его искусственно металлическими конструкциями. Получается такая метафора возвеличивания прошлого, мысль о том, что миф, даже когда уже нежизнеспособен, не перестает существовать. Это такая же иллюзия, как мысли людей, полагавших, что в прошлом не было миграции и экономических проблем, и голосовавших за Brexit. Я решил, что это может быть центральной мыслью выставки. Было непросто подбирать остальные работы из-за сложного и довольно обезличенного пространства галереи».

Есть на выставке и созданный путем лазерного сканирования и воспроизведенный с помощью техники «Призрак Пеппера» — идея живого существа, навечно захваченного человеком для воссоздания иллюзии жизни, а также серия гиперреалистических живописных работ Gasconades (2017) — изображения садовых птиц, отсылающие к популярным в XVII веке картинам с птицами и животными Карела Фабрициуса («Щегол», 1654) и других голландских мастеров.

Подробнее на http://tatintsian.com/


«Следы движения. Искусство, продлевающее жизнь». Светлана Маганова и Татьяна Хейнонен. До 26 апреля

Omelchenko Gallery (Москва, Староконюшенный пер., д. 32) делится одной непростой, но очень интересной историей двух сестер, которая могла бы стать примером и вдохновением для многих. Светлана Маганова и Татьяна Хейнонен родились в Москве, в семье, где царила творческая атмосфера, однако к живописи обе обратились уже в довольно зрелые годы. В тяжелой жизненной ситуации, в результате сильных потрясений, попытки осознания причинно-следственной связи, у сестер возникло желание разговаривать через живопись. Их творчество — это осмысление пережитых событий. Их живопись — это образы, ассоциации, переживания, индивидуальное и эмоциональное восприятие окружающего мира через цвет, форму, текстуру, уникальные и удивительные свойства стекла. 

Татьяна Хейнонен начала заниматься живописью, когда уже была смертельно больна. Но благодаря интереснейшим и сложным исследованиям, погрузившись в мир творчества, она забывала о физических страданиях. Светлане же искусство помогло побороть тяжелые психологические травмы. Но в творчестве Светланы и Татьяны нет трагичности. Проект показывает, как искусство дарит шанс полноценно жить в тяжелой ситуации. Татьяне оно дало возможность значительно продлить жизнь, прожить последние годы счастливо и состояться как художнику, а Светлане — созидать и жить, несмотря ни на что.

Часть вырученных средств будет перечислена на лечение Русланы Шук, которая больна раком и борется за жизнь в Центре гематологии в Москве, находясь на пятом месяце беременности.

Подробнее на https://www.omelchenkogallery.com/

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+