Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»

Благотворительный аукцион Off White, ежегодно проходящий в рамках ярмарки современного искусства Cosmoscow, меняет даты проведения — он состоится 8 июня. Но это не единственное обновление. У торгов, празднующих в этом году свое пятилетие, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы решили заранее разузнать у него, почему аукцион перенесли на лето, какой будет концепция торгов и что особенного в молодых российских художниках, которых он так любит представлять в своей галерее Emali

Ирина Корина. «Без названия». 2014. Аукцион Off White 2015 г. Фото: Off White auctio
Ирина Корина. «Без названия». 2014. Аукцион Off White 2015 г.
Фото: Off White auctio

Может быть, еще рано говорить, но вы уже успели подготовить лоты для аукциона?

Я начал работать с ярмаркой Cosmoscow и аукционным домом Phillips в феврале, и первое, за что мы взялись, — придумывание темы. Вместе с куратором Московского музея современного искусства Алексеем Масляевым, который тоже в кураторской команде, мы решили, что это будет тема света. Свет может означать техническое воплощение произведения; работы могут содержать реальные образы — восход солнца или свет луны; наконец, свет вполне может быть символом — знания, просвещения. Всего на аукционе будет 15–20 лотов. Он будет состоять из нескольких разделов, и каждой смысловой составляющей будет посвящена своя часть аукциона. Могу назвать несколько имен: Евгений Антуфьев, Таус Махачева, Дэн Флавин, Аугустас Серапинас.

Таус Махачева. «Усилие». HD-видео. Фото: Off White auctio
Таус Махачева. «Усилие». HD-видео.
Фото: Off White auctio

Каким предположительно будет процент российских и зарубежных художников?

Мы планируем 75% российских художников и 25% иностранных.

Почему, судя по этому соотношению и по списку выставок в вашей лондонской галерее Emalin, вы так симпатизируете российским авторам?

Если честно, для меня это никогда не было осознанным решением. Я не говорил себе: «Теперь я буду работать только с российскими авторами», — и для меня это очень важно. Я смотрю на российских художников как на международных, выделяя тех, кто может оказаться заметным на мировой арт-сцене. Мое знакомство с Евгением Антуфьевым и Асланом Гайсумовым случилось не в России. С Евгением нас познакомила Виктория Михельсон из фонда V-A-C на биеннале Manifesta в Цюрихе. Его работы показались мне тогда одними из лучших, так что я не раздумывая подошел к нему и предложил сделать персональную выставку в Лондоне. С Асланом мы повстречались и разговорились на ужине в Вене. Он рассказал, что у него сейчас проходит выставка в венском Кунстхалле, и я сразу же отправился ее смотреть. Меня потряс уровень его работ, его зрелость. Пару месяцев назад я навещал его в Грозном — и вот результат: в середине марта в нашей галерее открылась его выставка.

Тимофей Радя. «Они ярче нас». Фото: Off White auctio
Тимофей Радя. «Они ярче нас».
Фото: Off White auctio

И все же есть нечто, что вам особенно интересно в молодом российском искусстве? Может быть, темы или способ подачи?

То, как художники работают с местным наследием, охватывая при этом глобальные вопросы. На самом деле я боюсь говорить о российском искусстве, потому что Россия невероятно велика: сибирский художник работает над сибирским контекстом, художник из Чечни затрагивает события чеченской истории. Я убежден, что стоит перестать говорить о российском искусстве в отдельности, иначе оно никогда не будет восприниматься как международное. Но хочу добавить, что мне нравятся не только молодые художники. Первый русский художник, который меня поразил, — Тимур Новиков. Я видел его работы на сборной выставке в Италии, и меня удивило, как сложные вещи можно уместить в такой лаконичной и простой графике.

Леопольд Тун. Фото: Иван Шевчук
Леопольд Тун.
Фото: Иван Шевчук

Как выбрать действительно хорошие работы при условии, что аукцион благотворительный?

Мне бы очень хотелось организовать аукцион высокого качества. Насколько я успел заметить, в Москве сильно развито supportive community, взаимная поддержка участников сообщества, так что, мне кажется, если найти пару художников, которые решат поделиться своими хорошими работами, другие последуют их примеру. Большую роль играет репутация фонда Cosmoscow.

Как проходит сам процесс выбора? Вы работаете только с художниками или с галереями тоже?

Во время последнего визита я посетил около 20 студий и галерей. В первую очередь я ищу работы, которые бы соответствовали теме. Важно, чтобы сам художник хотел показать произведение и представлял, что подходит лучше всего. Я прошел кураторскую школу, где нас учили в первую очередь думать о художнике, а о коллекционере — потом. Если хорошего художника правильно показать, его обязательно заметят и купят.

Такаси Мураками. «А затем x6 красный; а затем x6 синий; а затем x6 желтый». 2013. Три цветных эстампа. Фото: Off White auctio
Такаси Мураками. «А затем x6 красный; а затем x6 синий; а затем x6 желтый». 2013. Три цветных эстампа.
Фото: Off White auctio

Любопытно, вы что-нибудь коллекционируете сами?

В моей галерее выставляется не так много живописи, но сам я люблю живописные работы и коллекционирую их, например Флориана Мейзенберга. Пока работ немного, около 40, я ведь только начал. Еще собираю итальянскую фотографию 1980-х, мне очень нравится фотограф Луиджи Гирри.

Аукцион в этот раз проходит летом, а не во время ярмарки. Не знаете почему?

Чтобы распределить интерес. Если проводить и ярмарку и аукцион в одно время, не будет той напряженности и того интереса, на которые мы рассчитываем, разделяя эти события. Во время проведения аукциона будет праздновать свое десятилетие музей «Гараж», открывается Биеннале молодого искусства — это тоже должно способствовать интересу.

Дэн Флавин. «Тондо Гуггенхайма: две работы». 1994. Два цветных эстампа. Фото: Off White auctio
Дэн Флавин. «Тондо Гуггенхайма: две работы». 1994. Два цветных эстампа.
Фото: Off White auctio

Вы еще на начальном этапе своей карьеры, так что любопытно, с какими сложностями вам уже пришлось столкнуться и что посоветуете молодым и начинающим галеристам и коллекционерам.

Главный совет — постоянно искать и учиться. Когда ты только начинаешь коллекционировать, очень легко увлечься и начать скупать много. Вы должны быть точно уверены в том, что вам захочется иметь у себя эти вещи через десять лет. Кроме того, галерист всегда должен быть голоден. Нужно посещать как можно больше мест, постоянно знакомиться, общаться. В глазах художника вы должны выглядеть влиятельным игроком. Если вы будете неделю подряд сидеть в галерее, хорошим галеристом вы никогда не станете.

Каких выставок стоит ждать в будущем в вашей лондонской галерее?

У меня уже есть несколько идей. Но сначала аукцион!

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+