Мастерица виноватых взоров

Стихи Мандельштама, переписанные акварелью, цвет как он есть или, скорее, не есть и международное турне Золотого человека

«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства». До 13 мая

Гривна (нашейное украшение). V–IV вв. до н.э. Фото: ВМДПНИ
Гривна (нашейное украшение). V–IV вв. до н.э.
Фото: ВМДПНИ

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) (Москва, ул. Делегатская, д. 3) открылась выставка, посвященная культуре и искусству кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке даже представлен символ Республики Казахстан — Золотой человек.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов случилась археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты, в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя — Золотого человека, ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном». Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары — сегодня включены в государственный герб Казахстана, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алма-Ате. Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан отправляет своего древнего правителя в международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна — Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На выставке в ВМДПНИ можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV века до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина (по мнению археологов, его возраст 17–18 лет). В кургане найдено свыше 4 тыс. золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, — один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи — господство зооморфных образов, так называемого звериного стиля, отличительные черты которого — стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V–IV веком до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. 

По мере утверждения христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. Однако декоративные изображения животных, лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

Подробнее на http://www.vmdpni.ru/data/events/2018/04/zolotoy_chelovek/index.php


Светлана Гофман. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). До 14 апреля

Светлана Гофман. «Джаз». 2014. Фото: Галерея «Кино»
Светлана Гофман. «Джаз». 2014.
Фото: Галерея «Кино»

Галерея «Кино» (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, стр. 2) представляет выставку Светланы Гофман — серию акварелей, авторских интерпретаций поэзии Осипа Мандельштама. Тонкость стихов Мандельштама отразилась в акварельном цикле из 18 картин. Это углубленное погружение в стихи, ведь ничто так (если не говорить о библейских текстах) не заставляет трудиться комментатора, как поэзия Мандельштама. Филологи-мандельштамоведы предлагают каждый свое прочтение, считая его единственно верным. Но есть и такие, кто утверждает право на многозначность, потому что это заложено самой многослойной формой мандельштамовского стиха. Мысль объемна, а словам здесь воистину тесно. Два-три слова — и уже готов образ: «полицейский стакан чая», «мастерица виноватых взоров», «знакомый… до детских припухших желез» и многое другое. Два-три слова — и возникает живущий в каждом отдельном читателе его, читателя, собственный образ.

Стихи Мандельштама — это всегда реакция на конкретное жизненное событие, переживание. Он всегда живописует то, чему был свидетелем. Толчком ко всему был возникший в воображении поэта первоначальный и непосредственно отражающий реальность образ. Повторить этот образ невозможно: у каждого читателя он свой. И если ты не художник, то этим своим виденьем ты не можешь ни с кем поделиться. А если художник?

Подробнее на http://www.gallerykino.ru/projects.php?id=252


RGB. Владимир Глынин и Григорий Орехов. До 20 мая

Григорий Орехов. «Фильтр». Фото: Orekhov Gallery
Григорий Орехов. «Фильтр».
Фото: Orekhov Gallery

Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет серию новых фотографий Владимира Глынина. Работы продемонстрируют зрителю результат исследования цвета, основанного на опыте художников абстрактного экспрессионизма. Специально к этой выставке Григорий Орехов создал энвайронмент — объекты, трансформирующие восприятие пространства галереи. Стеклянный красный куб, меняющий архитектурный ритм Orekhov Gallery, зеленый «Вулкан», вторгающийся в зрительское внимание, и секретная синяя комната намеренно сведены к базовым цветам модели RGB. Эти три энвайронмент-объекта к тому же выполняют роль условных светофильтров. Моделируя восприятие окрашенного спектра света своими объектами, Орехов словно подготавливает зрительский глаз к погружению в сложную цветовую палитру фотографий Глынина. 

Новые работы Владимира Глынина рассказывают о воздействии ритма колористики и объема цвета в композиционном поле фотографии. «Я убежден, что власть цвета над нашим подсознанием велика, что любой опыт взаимодействия с цветом способен вызвать определенную эмоцию. Я хочу, чтобы каждая из моих работ для серии RGB затронула в отдельности различные чувства зрителя: радость, меланхолию, энергию, надежду, пустоту, нежность и так далее, образовывая при этом в комплексе ощущение эмоциональной гармонии и баланса», — говорит Владимир Глынин.

В результате полного отказа художника от фигуративизма и фотомонтажа зритель увидит абсолютно реалистичные фотографии с предельно абстрактным содержанием. Если в предыдущих проектах фотографа объектом съемки была архитектура или скульптура, то в RGB им стал сам цвет, снятый в студии. В своей очищенной форме он свел работы Глынина к модулированным полосам, сделав ритм колористики их главным элементом. Апеллируя к холстам Марка Ротко и его «мультиформам», Владимир Глынин для создания собственных работ выбирает технический прием мультиэкспозиции. Подменяя аналогичным фотографическим методом технику тонкого хроматического взаимодействия слоев краски, он переносит свои сокровенные чувства и эмоции не на холст, а на «цифру». Результат мультиэкспозиции интуитивен и непредсказуем, фотограф не может повторить одно и то же дважды. Присутствие в работах элемента цифровой случайности позволяет достичь неожиданных и сложных абстрактных цветовых сочетаний.

Подробнее на http://orekhovgallery.com/exhibition/2/

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+