18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерица виноватых взоров

Стихи Мандельштама, переписанные акварелью, цвет как он есть или, скорее, не есть и международное турне Золотого человека

«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства». До 13 мая

Гривна (нашейное украшение). V–IV вв. до н.э. Фото: ВМДПНИ
Гривна (нашейное украшение). V–IV вв. до н.э.
Фото: ВМДПНИ

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) (Москва, ул. Делегатская, д. 3) открылась выставка, посвященная культуре и искусству кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке даже представлен символ Республики Казахстан — Золотой человек.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов случилась археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты, в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя — Золотого человека, ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном». Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары — сегодня включены в государственный герб Казахстана, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алма-Ате. Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан отправляет своего древнего правителя в международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна — Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На выставке в ВМДПНИ можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV века до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина (по мнению археологов, его возраст 17–18 лет). В кургане найдено свыше 4 тыс. золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, — один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи — господство зооморфных образов, так называемого звериного стиля, отличительные черты которого — стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V–IV веком до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. 

По мере утверждения христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. Однако декоративные изображения животных, лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

Подробнее на http://www.vmdpni.ru/data/events/2018/04/zolotoy_chelovek/index.php


Светлана Гофман. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). До 14 апреля

Светлана Гофман. «Джаз». 2014. Фото: Галерея «Кино»
Светлана Гофман. «Джаз». 2014.
Фото: Галерея «Кино»

Галерея «Кино» (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, стр. 2) представляет выставку Светланы Гофман — серию акварелей, авторских интерпретаций поэзии Осипа Мандельштама. Тонкость стихов Мандельштама отразилась в акварельном цикле из 18 картин. Это углубленное погружение в стихи, ведь ничто так (если не говорить о библейских текстах) не заставляет трудиться комментатора, как поэзия Мандельштама. Филологи-мандельштамоведы предлагают каждый свое прочтение, считая его единственно верным. Но есть и такие, кто утверждает право на многозначность, потому что это заложено самой многослойной формой мандельштамовского стиха. Мысль объемна, а словам здесь воистину тесно. Два-три слова — и уже готов образ: «полицейский стакан чая», «мастерица виноватых взоров», «знакомый… до детских припухших желез» и многое другое. Два-три слова — и возникает живущий в каждом отдельном читателе его, читателя, собственный образ.

Стихи Мандельштама — это всегда реакция на конкретное жизненное событие, переживание. Он всегда живописует то, чему был свидетелем. Толчком ко всему был возникший в воображении поэта первоначальный и непосредственно отражающий реальность образ. Повторить этот образ невозможно: у каждого читателя он свой. И если ты не художник, то этим своим виденьем ты не можешь ни с кем поделиться. А если художник?

Подробнее на http://www.gallerykino.ru/projects.php?id=252


RGB. Владимир Глынин и Григорий Орехов. До 20 мая

Григорий Орехов. «Фильтр». Фото: Orekhov Gallery
Григорий Орехов. «Фильтр».
Фото: Orekhov Gallery

Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет серию новых фотографий Владимира Глынина. Работы продемонстрируют зрителю результат исследования цвета, основанного на опыте художников абстрактного экспрессионизма. Специально к этой выставке Григорий Орехов создал энвайронмент — объекты, трансформирующие восприятие пространства галереи. Стеклянный красный куб, меняющий архитектурный ритм Orekhov Gallery, зеленый «Вулкан», вторгающийся в зрительское внимание, и секретная синяя комната намеренно сведены к базовым цветам модели RGB. Эти три энвайронмент-объекта к тому же выполняют роль условных светофильтров. Моделируя восприятие окрашенного спектра света своими объектами, Орехов словно подготавливает зрительский глаз к погружению в сложную цветовую палитру фотографий Глынина. 

Новые работы Владимира Глынина рассказывают о воздействии ритма колористики и объема цвета в композиционном поле фотографии. «Я убежден, что власть цвета над нашим подсознанием велика, что любой опыт взаимодействия с цветом способен вызвать определенную эмоцию. Я хочу, чтобы каждая из моих работ для серии RGB затронула в отдельности различные чувства зрителя: радость, меланхолию, энергию, надежду, пустоту, нежность и так далее, образовывая при этом в комплексе ощущение эмоциональной гармонии и баланса», — говорит Владимир Глынин.

В результате полного отказа художника от фигуративизма и фотомонтажа зритель увидит абсолютно реалистичные фотографии с предельно абстрактным содержанием. Если в предыдущих проектах фотографа объектом съемки была архитектура или скульптура, то в RGB им стал сам цвет, снятый в студии. В своей очищенной форме он свел работы Глынина к модулированным полосам, сделав ритм колористики их главным элементом. Апеллируя к холстам Марка Ротко и его «мультиформам», Владимир Глынин для создания собственных работ выбирает технический прием мультиэкспозиции. Подменяя аналогичным фотографическим методом технику тонкого хроматического взаимодействия слоев краски, он переносит свои сокровенные чувства и эмоции не на холст, а на «цифру». Результат мультиэкспозиции интуитивен и непредсказуем, фотограф не может повторить одно и то же дважды. Присутствие в работах элемента цифровой случайности позволяет достичь неожиданных и сложных абстрактных цветовых сочетаний.

Подробнее на http://orekhovgallery.com/exhibition/2/

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+