18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерица виноватых взоров

Стихи Мандельштама, переписанные акварелью, цвет как он есть или, скорее, не есть и международное турне Золотого человека

«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства». До 13 мая

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) (Москва, ул. Делегатская, д. 3) открылась выставка, посвященная культуре и искусству кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке даже представлен символ Республики Казахстан — Золотой человек.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов случилась археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты, в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя — Золотого человека, ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном». Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары — сегодня включены в государственный герб Казахстана, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алма-Ате. Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан отправляет своего древнего правителя в международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна — Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На выставке в ВМДПНИ можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV века до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина (по мнению археологов, его возраст 17–18 лет). В кургане найдено свыше 4 тыс. золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, — один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи — господство зооморфных образов, так называемого звериного стиля, отличительные черты которого — стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V–IV веком до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. 

По мере утверждения христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. Однако декоративные изображения животных, лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

Подробнее на http://www.vmdpni.ru/data/events/2018/04/zolotoy_chelovek/index.php


Светлана Гофман. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). До 14 апреля

Галерея «Кино» (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 8, стр. 2) представляет выставку Светланы Гофман — серию акварелей, авторских интерпретаций поэзии Осипа Мандельштама. Тонкость стихов Мандельштама отразилась в акварельном цикле из 18 картин. Это углубленное погружение в стихи, ведь ничто так (если не говорить о библейских текстах) не заставляет трудиться комментатора, как поэзия Мандельштама. Филологи-мандельштамоведы предлагают каждый свое прочтение, считая его единственно верным. Но есть и такие, кто утверждает право на многозначность, потому что это заложено самой многослойной формой мандельштамовского стиха. Мысль объемна, а словам здесь воистину тесно. Два-три слова — и уже готов образ: «полицейский стакан чая», «мастерица виноватых взоров», «знакомый… до детских припухших желез» и многое другое. Два-три слова — и возникает живущий в каждом отдельном читателе его, читателя, собственный образ.

Стихи Мандельштама — это всегда реакция на конкретное жизненное событие, переживание. Он всегда живописует то, чему был свидетелем. Толчком ко всему был возникший в воображении поэта первоначальный и непосредственно отражающий реальность образ. Повторить этот образ невозможно: у каждого читателя он свой. И если ты не художник, то этим своим виденьем ты не можешь ни с кем поделиться. А если художник?

Подробнее на http://www.gallerykino.ru/projects.php?id=252


RGB. Владимир Глынин и Григорий Орехов. До 20 мая

Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет серию новых фотографий Владимира Глынина. Работы продемонстрируют зрителю результат исследования цвета, основанного на опыте художников абстрактного экспрессионизма. Специально к этой выставке Григорий Орехов создал энвайронмент — объекты, трансформирующие восприятие пространства галереи. Стеклянный красный куб, меняющий архитектурный ритм Orekhov Gallery, зеленый «Вулкан», вторгающийся в зрительское внимание, и секретная синяя комната намеренно сведены к базовым цветам модели RGB. Эти три энвайронмент-объекта к тому же выполняют роль условных светофильтров. Моделируя восприятие окрашенного спектра света своими объектами, Орехов словно подготавливает зрительский глаз к погружению в сложную цветовую палитру фотографий Глынина. 

Новые работы Владимира Глынина рассказывают о воздействии ритма колористики и объема цвета в композиционном поле фотографии. «Я убежден, что власть цвета над нашим подсознанием велика, что любой опыт взаимодействия с цветом способен вызвать определенную эмоцию. Я хочу, чтобы каждая из моих работ для серии RGB затронула в отдельности различные чувства зрителя: радость, меланхолию, энергию, надежду, пустоту, нежность и так далее, образовывая при этом в комплексе ощущение эмоциональной гармонии и баланса», — говорит Владимир Глынин.

В результате полного отказа художника от фигуративизма и фотомонтажа зритель увидит абсолютно реалистичные фотографии с предельно абстрактным содержанием. Если в предыдущих проектах фотографа объектом съемки была архитектура или скульптура, то в RGB им стал сам цвет, снятый в студии. В своей очищенной форме он свел работы Глынина к модулированным полосам, сделав ритм колористики их главным элементом. Апеллируя к холстам Марка Ротко и его «мультиформам», Владимир Глынин для создания собственных работ выбирает технический прием мультиэкспозиции. Подменяя аналогичным фотографическим методом технику тонкого хроматического взаимодействия слоев краски, он переносит свои сокровенные чувства и эмоции не на холст, а на «цифру». Результат мультиэкспозиции интуитивен и непредсказуем, фотограф не может повторить одно и то же дважды. Присутствие в работах элемента цифровой случайности позволяет достичь неожиданных и сложных абстрактных цветовых сочетаний.

Подробнее на http://orekhovgallery.com/exhibition/2/

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+