18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Музее истории ГУЛАГа начал работу Центр документации

№62
Материал из газеты

С его помощью посетители смогут начать поиск сведений о судьбе репрессированных родственников

Эта форма музейной работы довольно специфична. Посетители — самостоятельно или при помощи сотрудников центра — могут теперь найти информацию о родственниках, ставших жертвами политических репрессий. Похожей работой в течение 30 лет занимается общество «Мемориал», которое сформировало крупнейшую в стране базу данных о репрессированных «Жертвы политического террора в СССР». Центр документации адресован в первую очередь тем, кто не знает, с чего начать поиск.

«По сути, мы с „Мемориалом“ делаем общее дело, — говорит специалист центра Александр Макеев, — но объем информации настолько гигантский, что только наших сил не хватит — в стране должны действовать десятки подобных центров. Открытие Центра документации, поддержанного Фондом памяти, стало естественным продолжением работы нашего музея, потому что у приходящих сюда часто возникают вопросы, на которые мы не можем ответить. Людям не хватает информации. Но если, например, в „Мемориал“ обращаются те, кто четко знает, какие данные им нужны, то мы нередко имеем дело с непод­готовленной публикой, например со школьниками и студентами. Именно в нашем музее многие из них узнают о ГУЛАГе и вспоминают о своих репрессированных прабабушках и прадедушках. Теперь мы можем перевести этот интерес в практическое русло и помочь людям дополнить или собрать с нуля семейный архив». 

Для поиска информации можно воспользоваться документальной базой, библиотекой и видеоархивом — проектом «Мой ГУЛАГ», который включает свыше сотни записанных интервью с бывшими заключенными. Центральное место в новом пространстве занимает интерактивная карта ГУЛАГА — большой экран с отмеченными на нем лагерями и статистикой о количестве заключенных в них по каждому году. Ключевой зацепкой в поиске пропавших Александр Макеев называет их последний адрес: чаще всего дела репрессированных хранятся по месту ареста.

При музее несколько лет действует социально-волонтерский центр, который помогает людям, пережившим репрессии. «По просьбам наших подопечных мы ищем документы, архивную информацию, иногда пропавших сокамерников. Сначала работаем с базой „Мемориала“ — это наш главный ресурс. Есть еще более „народная“ база „Открытый список“, которая тоже очень помогает. Пользуемся и другими базами данных. Если информации нет в открытых источниках, помогаем составить запрос в архивы», — рассказывает Макеев. Скоро некоторые из этих историй станут частью обновленного выставочного пространства: с мая по октябрь в музее пройдет реэкспозиция. Здесь хотят уйти от толкования истории лагерей как сугубо политического процесса и рассказать о ней через трагедию конкретных людей, целых семей.

Только за первые три недели в центр поступило свыше полусотни письменных обращений из разных городов. Ежедневно сюда приходят четыре-пять человек, которые хотят узнать о репрессированных близких. В планах — разработка методических пособий по созданию поисковых пунктов в регионах. Заниматься их созданием будут организации, входящие в Ассоциацию российских музеев памяти.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+