18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристоф Бюхель вновь вызвал спор о границах современного искусства

№62
Материал из газеты

Швейцарский художник предлагает считать макеты пограничной стены между Мексикой и США арт-объектом и национальным памятником

Швейцарский художник Кристоф Бюхель спровоцировал публичный скандал, начав кампанию по признанию национальным памятником восьми макетов стены на границе между США и Мексикой, поставленных по решению Дональда Трампа. Как известно, во время своей избирательной кампании Трамп многократно обещал построить «большую, красивую, мощную стену» на американо-мексиканской границе и в прошлом году даже заказал восемь макетов, каждый из которых обошелся в сумму от $2,4 млн до $4 млн.

В декабре минувшего года Бюхель основал некоммерческую организацию под названием MAGA (Make Art Great Again — англ. «сделать искусство снова великим»). Аббревиатура соответствует лозунгу предвыборной кампании Трампа «Вернем Америке былое величие». Под эгидой MAGA Бюхель требует сохранить макеты стены, поскольку они представляют собой «значительную культурную ценность, являются историческим объектом ленд-арта». Художник также опубликовал петицию на онлайн-платформе Белого дома We the People. После этого сайт закрыли на реконструкцию, но художник, недолго думая, создал для проекта собственный, где получил более 400 подписей в поддержку своей идеи.

Среди сторонников считать макеты памятником есть известные художники. «Мне нравится проект, и я думаю, это блестящая идея», — написал Маурицио Каттелан в письме в The Art Newspaper, а Пол Пфайффер на своей странице в Twitter восхищается: «Бюхель, жжешь! Как же круто!» Сам Бюхель в интервью New York Times подчеркнул, что проект не задумывался как политическая провокация и «на самом деле MAGA не занимает никакой политической позиции». А адвокат Серхио Муньос Сармьенто, консультирующий MAGA, рассказал в телевизионном шоу Fox & Friends First, что миссия организации — заставить задуматься, «что такое искусство в сегодняшней ситуации» и «какова роль памятника или мемориала». «Эти макеты действительно впечатляют. Они ошеломительны», — сказал Сармьенто, добавив, что одна из проблем, поднятых кампанией, — это то, что «большая часть искусства, создаваемого сегодня в этой стране, уклоняется от любых противоречий».

Шестого февраля, в тот же день, когда Бюхель во второй раз вывесил свою петицию, появилось открытое письмо, собравшее более 500 подписей, в котором музеефикация макетов осуждается как пример «ксенофобии и белого превосходства». «Ничего не имею против того, чтобы обсудить, что считается искусством, если что-то делается намеренно. Обсуждение — фундаментальная функция публичного искусства, и именно обсуждение, а не художник, определяет значение произведения», — считает подписавший письмо скульптор Оскар Туазон. Киноактер и создатель перформансов Шайа Лабаф выступил еще резче: «Я возражаю против циничного использования статуса „национальный памятник“ для сохранения вопиющего символа расизма. Объекты культурно-исторического наследия — это больше чем чисто символическая ценность; как сама граница, это абстракция с очень реальными последствиями и сопутствующими обязанностями для всех нас. Так что я отклоняю это предложение прежде всего как гражданин, а также возражаю против самой идеи пограничной стены». 

Справка

БИОГРАФИЯ
Кристоф Бюхель
Художник, переходящий границы

Кристоф Бюхель, родившийся в 1966 году, известен как художник, создающий большие и принципиально непривлекательные инсталляции в общественных пространствах, где зрителям находиться трудно. Он считается мастером вызывать споры и упреки в нарушении границ между искусством и жизнью. Одна из самых обсуждаемых его работ была показана на 56-й Венецианской биеннале. Для павильона Исландии была арендована старейшая церковь Санта-Мария делла Мизерикордия, которую художник превратил в мечеть. Зрители в ней должны были вести себя по правилам ислама, в том числе снимать обувь при входе. Католическая общественность обвинила Бюхеля в неуважении к святому месту, хотя службы в Санта-Мария делла Мизерикордия давно не ведутся, а общественность художественная — в нарушении выставочных правил. 

Еще…
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+