Кристоф Бюхель вновь вызвал спор о границах современного искусства

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

Швейцарский художник предлагает считать макеты пограничной стены между Мексикой и США арт-объектом и национальным памятником

Макет стены на границе США и Мексики, изготовленный по заказу Дональда Трампа. Фото: Sandy Huffaker/Getty Image
Макет стены на границе США и Мексики, изготовленный по заказу Дональда Трампа.
Фото: Sandy Huffaker/Getty Image

Швейцарский художник Кристоф Бюхель спровоцировал публичный скандал, начав кампанию по признанию национальным памятником восьми макетов стены на границе между США и Мексикой, поставленных по решению Дональда Трампа. Как известно, во время своей избирательной кампании Трамп многократно обещал построить «большую, красивую, мощную стену» на американо-мексиканской границе и в прошлом году даже заказал восемь макетов, каждый из которых обошелся в сумму от $2,4 млн до $4 млн.

В декабре минувшего года Бюхель основал некоммерческую организацию под названием MAGA (Make Art Great Again — англ. «сделать искусство снова великим»). Аббревиатура соответствует лозунгу предвыборной кампании Трампа «Вернем Америке былое величие». Под эгидой MAGA Бюхель требует сохранить макеты стены, поскольку они представляют собой «значительную культурную ценность, являются историческим объектом ленд-арта». Художник также опубликовал петицию на онлайн-платформе Белого дома We the People. После этого сайт закрыли на реконструкцию, но художник, недолго думая, создал для проекта собственный, где получил более 400 подписей в поддержку своей идеи.

Среди сторонников считать макеты памятником есть известные художники. «Мне нравится проект, и я думаю, это блестящая идея», — написал Маурицио Каттелан в письме в The Art Newspaper, а Пол Пфайффер на своей странице в Twitter восхищается: «Бюхель, жжешь! Как же круто!» Сам Бюхель в интервью New York Times подчеркнул, что проект не задумывался как политическая провокация и «на самом деле MAGA не занимает никакой политической позиции». А адвокат Серхио Муньос Сармьенто, консультирующий MAGA, рассказал в телевизионном шоу Fox & Friends First, что миссия организации — заставить задуматься, «что такое искусство в сегодняшней ситуации» и «какова роль памятника или мемориала». «Эти макеты действительно впечатляют. Они ошеломительны», — сказал Сармьенто, добавив, что одна из проблем, поднятых кампанией, — это то, что «большая часть искусства, создаваемого сегодня в этой стране, уклоняется от любых противоречий».

Шестого февраля, в тот же день, когда Бюхель во второй раз вывесил свою петицию, появилось открытое письмо, собравшее более 500 подписей, в котором музеефикация макетов осуждается как пример «ксенофобии и белого превосходства». «Ничего не имею против того, чтобы обсудить, что считается искусством, если что-то делается намеренно. Обсуждение — фундаментальная функция публичного искусства, и именно обсуждение, а не художник, определяет значение произведения», — считает подписавший письмо скульптор Оскар Туазон. Киноактер и создатель перформансов Шайа Лабаф выступил еще резче: «Я возражаю против циничного использования статуса „национальный памятник“ для сохранения вопиющего символа расизма. Объекты культурно-исторического наследия — это больше чем чисто символическая ценность; как сама граница, это абстракция с очень реальными последствиями и сопутствующими обязанностями для всех нас. Так что я отклоняю это предложение прежде всего как гражданин, а также возражаю против самой идеи пограничной стены». 

Справка

БИОГРАФИЯ
Кристоф Бюхель
Художник, переходящий границы

Кристоф Бюхель, родившийся в 1966 году, известен как художник, создающий большие и принципиально непривлекательные инсталляции в общественных пространствах, где зрителям находиться трудно. Он считается мастером вызывать споры и упреки в нарушении границ между искусством и жизнью. Одна из самых обсуждаемых его работ была показана на 56-й Венецианской биеннале. Для павильона Исландии была арендована старейшая церковь Санта-Мария делла Мизерикордия, которую художник превратил в мечеть. Зрители в ней должны были вести себя по правилам ислама, в том числе снимать обувь при входе. Католическая общественность обвинила Бюхеля в неуважении к святому месту, хотя службы в Санта-Мария делла Мизерикордия давно не ведутся, а общественность художественная — в нарушении выставочных правил. 

Еще…
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+