18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Перо, перечеркнувшее крепостное право

В Историческом чествуют Александра II, «рыцарь веры» Честертон о чем-то беседует с буддийским монахом Ёсидой Кэнко-хоси, а в «Романовом дворе» происходит революция внутри одного отдельно взятого художника, который решил отречься от своего мира

«Александр II Освободитель. 200 лет со дня рождения». С 3 апреля по 15 октября

Государственный исторический музей (пл. Революции, д. 2/3) при поддержке фонда «История Отечества» и Объединенной металлургической компании, воздавая должное своему основателю и выдающемуся реформатору, открывает масштабный выставочный проект «Александр II Освободитель». Цель проекта — представить основные события четвертьвекового правления императора, а также беспристрастно рассказать об императоре как о человеке, чья судьба оказалась более чем трагична. Гибель Александра II, ставшего жертвой зарождавшегося русского терроризма, явилась грозной предвестницей грядущего кровопролитного столкновения власти и общества.

17 апреля 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения императора Александра II (1818–1881), вошедшего в отечественную историю как выдающийся реформатор, инициировавший целую серию кардинальных преобразований во всех сферах общественной жизни страны, главным из которых стала отмена крепостного права. Помимо внутренних реформ, правление Александра II было ознаменовано достижениями во внешней политике, победоносными войнами и крупными территориальными приобретениями.

В силу ряда причин человеку, с именем которого связаны крупнейшие государственные преобразования, в отечественной историографии уделено не столь большое внимание, как личностям его предшественников — Петра I или Екатерины II. Объектом изучения и освещения были сами реформы, а личность императора Александра II долгое время оставалась в тени.

Государственный исторический музей обладает значительным комплексом материалов по эпохе царствования Александра II. Особый интерес представляют малоизвестные широкой публике экспонаты: например, упряжь — комплекс, состоящий из 60 предметов, изготовленный в Санкт-Петербурге в 1856 году знаменитой фирмой «Вальтер и Кох» специально к коронационным торжествам. Еще один уникальный экспонат — это пехотная офицерская сабля образца 1865 года, украшенная эмалью и позолотой, с надписью «За храбрость», которая была поднесена государю после падения Плевны офицерами Сводного Гвардейского Отряда Почетного конвоя. В зале, посвященном реформам, можно будет увидеть подлинную историческую реликвию, которой была поставлена точка в 300-летней истории крепостничества в России, — гусиное перо, заключенное в деревянную рамку, наверху которой сделанная чернилами надпись: «Этим пером подписан журнал заседания общего собрания Государственного совета под личным председательством Государя Императора об упразднении крепостного права. 28-го января 1861 г.».

Также на выставке будут представлены личные вещи и автографы императора; живописные, графические и фотографические портреты монарха, членов императорской фамилии, крупных государственных и общественных деятелей второй половины XIX века; мемориальные предметы и подношения. В соответствующих разделах выставки будут показаны проекты Исторического музея, фотографии закладки и строительства его здания. Посетители смогут увидеть сюжетную живопись и графику по теме коронации, придворного быта, царских охот; документальные комплексы о проведении великих реформ, о появлении тайных революционных организаций («Земля и Воля», «Народная воля», «Черный передел») и т.д.


«В поисках Дерева-Метлы: короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки». Никита Алексеев. 1 апреля в 20:00

«Перелетный кабак» (Мансуровский пер., д. 10) приглашает на выставку и презентацию книги московского художника, номинанта премий Кандинского и «Инновация» Никиты Алексеева «В поисках Дерева-Метлы: короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки» (издательство Grundrisse). На выставке будут показаны работы из серии «Варабангоя индзя сёва» («Короткие мысли отшельника из Соломенной сторожки»). Это не первая книга художника, в 2008 году вышли его «Ряды памяти», а в 2011 году — «Hic Rodus — hic salta» (2011).

Никита Алексеев: «Интересно, что было бы, встреться Гилберт Кит Честертон (1874 — 1936), несуразный и великий писатель, “князь парадокса”, удостоенный папой Пием XI титула “рыцарь веры”, и Ёсида Кэнко-хоси (1283 — 1350), впавший в немилость офицер императорской гвардии, ставший буддийским монахом, автор гениального сборника коротких мыслей “Цурэдзурэгуса” (“Записки от скуки”). “Цурэдзурэгуса” начинается так: “Когда день-деньской сидишь против тушечницы и для чего-то записываешь всякую всячину, что приходит на ум, такое, бывает, напишешь — с ума можно сойти”. Где бы они встретились? В закопченном табачным дымом подвальном кабаке где-то в Ноттинг-Хилле или в продуваемой сквозняками щелястой лачуге на вершине горы Кумимияма? О чем беседовали бы англокатолик Викторианской эпохи и дзенский монах эпохи Камакура? Что бы пили? Виски, джин, порто, кларет или сакэ “Вечный снег”? Я, недостойный отшельник из Соломенной сторожки (1953 — ), не попал бы на эту встречу. Но так хотелось бы быть там третьим!» 


«Пробуждение». Илья Даньшин. С 3 по 9 апреля

Галерея «IZO Art gallery/Галерея ИЗО» представляет на территории делового квартала «Романов двор» (Романов пер., д. 4, стр. 2) первую выставку юбилейного цикла московского художника Ильи Даньшина — «Пробуждение». Название отражает важнейший период в жизни художника — перелом. Оставляя в недавнем прошлом сфумато настроений, лирику и поэтичность, Илья Даньшин словно второпях, широченным мазком ярко утверждает в пластике живописи противоположное, но очень выразительное состояние. Элементы живописи, принципы прошлого — все долой! Да здравствуют риск, обновление, пробуждение новых оттенков бесконечного спектра чувств и возможностей!

По материалам пресс-релизов

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+