18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Художники в киберпространстве, или Кто такие «хактивисты»

№61
Материал из газеты

Куратор Музея Уитни Кристиана Пол рассматривает цифровое искусство с момента его появления в 1980-х до настоящего времени

Экскурс, предпринятый Кристианой Пол, мог оказаться просто хорошо структурированным обзором основных вех digital art. С перечнем художников и понятной методологией, поделившей работы на те, что созданы с помощью технологий, и те, что не существуют «вне цифрового контекста». Для этого у куратора Музея Уитни, профессора Новой школы Нью-Йорка хватает и писательской практики, и кураторского опыта, в том числе составления грамотных и понятных экспликаций к проектам.

Последний навык пригодился ей в книге для описания многочисленных изображений — эти строки, выделенные красным и расположенные вертикально, интересно перечитывать сами по себе. Но у Кристианы Пол получилось и еще одно. Повествуя о первом цифровом видеоарте в исполнении Дэвида Блэра, первом опыте сетевого искусства от Грэма Харвуда, первом проекте технобиоарта и других первопроходцах, автор попутно успевает высказываться об этических вопросах. Оказывается, цифровое искусство чаще всего агрессивно, если не воинственно. Движущей силой его развития, объясняет Пол, является милитаризированная индустрия игр, а они, в свою очередь, создавались как симуляторы для армии, да и начало компьютерным технологиям было положено военно-промышленным комплексом. 

«Вызовы счастливому будущему» — вот как можно было бы озаглавить третий раздел книги, перебирающий «тематики цифрового искусства». Медиахудожники посвящают работы политическим границам и военным конфликтам, как группа «Второй фронт», участники которой взломали виртуальную выставку галереи Ars Virtua «Граница США и Мексики», чтобы установить там аватар пограничника с танками и вертолетами. Высказываются в защиту частного пространства и безопасности пользователей, как Алекс Гэллоуэй или команда «Института прикладной автономии», которые используют взломанные программы прослушивания ФБР и системы обхода камер наблюдения.

По замечанию автора книги, «терминология высокотехнологического искусства, как и его характеристики, подвижна». И команда «Театра электронных возмущений» (EDT), которая еще в 1998 году взламывала сайт Минобороны США, звания художников достойна. Называют же художниками людей вроде Стеларка, вырастившего ухо у себя на руке, или Стива Мэнна, носящего глазной имплант-камеру, или Эдуарда Каца с чипом в ноге! Четвертая промышленная революция, в которой человеческий интеллект будет направлен против искусственного, приближается. Чтобы получше обрисовать размах процесса, издание снабжено перечнем избранных выставок, книг, фестивалей, а главное — имен художников, которых Кристиана Пол нарекла «хактивистами». 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+