Физические страдания и гедонизм Ренуара

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Изучение творчества французского живописца — труд всей жизни Барбары Эрлих Уайт, автора этой скрупулезной и в то же время легко написанной биографии

Пьер-Огюст Ренуар. «Ферма „Ле Колетт“». 1908–1914. Фото: Bequest of Charlotte Gina Abrams, in memory of her husband, Lucien Abrams, 1961
Пьер-Огюст Ренуар. «Ферма „Ле Колетт“». 1908–1914.
Фото: Bequest of Charlotte Gina Abrams, in memory of her husband, Lucien Abrams, 1961

Ни один художник в мире не уделял  столь огромного внимания изображению удовольствия, как Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919). Технический прогресс лишил молодого художника, расписывавшего фарфор, средств к существованию и заставил выучиться на живописца. Его однокашник по парижской Школе изящных искусств Фредерик Базиль (1841–1870), а также Эдуард Мане и Клод Моне помогли обедневшему товарищу, познакомив его с будущими заказчиками. В свою очередь, Ренуар оказывал финансовую поддержку Берте Моризо, Полю Сезанну и своим собратьям-импрессионистам. Однако репутацию и средства к существованию ему обеспечили не выставки импрессионистов, а портреты представителей высшего общества, участвовавшие в официальном Салоне.

Пьер-Огюст Ренуар. «Купающаяся девушка». 1892. Фото: Robert Lehman Collection, 1975
Пьер-Огюст Ренуар. «Купающаяся девушка». 1892.
Фото: Robert Lehman Collection, 1975

Ренуар развивал «энгровский» импрессионизм, в котором соединились интерес к деталям Энгра, великолепие Рафаэля, колорит и манера импрессионистов, но последователей в этом стиле не имел. После 40 лет у него начался прогрессирующий ревматоидный артрит. Физические ограничения и критика работ заставили Ренуара работать в более свободной манере. Живопись помогала ему забывать о боли и придавала смысл его существованию. Изучение творчества Ренуара — труд всей жизни Барбары Эрлих Уайт, автора этой скрупулезной и в то же время легко написанной биографии. Фотографии в книге знакомят нас с окружением Ренуара, цитаты из переписки позволяют представить себе личность художника, а в большом разделе цветных иллюстраций дан обзор его картин. Впрочем, этой убедительной и познавательной биографии не помешало бы более глубокое обсуждение технических приемов живописи Ренуара. 

Barbara Ehrlich White. Renoir: an Intimate Biography. Thames & Hudson. 432 с. £24,95. На английском языке
Barbara Ehrlich White. Renoir: an Intimate Biography. Thames & Hudson. 432 с. £24,95. На английском языке
Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+