18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Год культуры взялись за московские окраины

Департамент культуры Москвы определил направления проведения Года культуры — 2014, одним из которых станет децентрализация культурной жизни столицы. Облик окраин отныне будет формироваться профессиональными искусствоведами, арт-менеджерами и кураторами объединения «Выставочные залы Москвы».

На очередном заседании правительства Москвы министр и руководитель Департамента культуры Сергей Капков обозначил самые важные направления Года культуры — 2014. Для доступности понимания формат проведения получил кодовое название «3Д» по заглавным буквам его составляющих: «добрососедства», «детства» и «децентрализации».

Как сообщается на сайте Департамента культуры города Москвы, пункт «добрососедство » предполагает оказание поддержки нуждающимся, ветеранам отрасли и работникам культуры, благотворительность, волонтерство, проекты для людей с ограниченными возможностями, образовательные программы  для мигрантов. Вторая составляющая Года культуры, «детство», в большой степени ориентирована на школьников. В частности, было принято решение, что ученики смогут посещать театры и музеи за счет бюджетагорода. «Децентрализация» подразумевает развитие культуры на периферии. В преддверии запуска программы «3Д» летом прошлого  подчинения были включены в новую структуру — объединение  Выставочные залы Москвы» (начало его деятельности и планы по реорганизации подробно освещались в № 08 (17) TANR за 2013 год). Директором нового объединения стала Елизавета Фокина. На его базе департамент проводит в жизнь программу Года культуры. Чем жили залы до объединения? Деятельность некоторых не выдерживает критики как по выставочным концепциям, так и по экспонатам. Например, зал «Солнцево» не раз развлекал посетителей демонстрацией животных (выставки Мы — ж-ж-живые! или Живые бабочки и зоопарк). Странно звучат и названия проектов: Из Солнцева с любовью или Каля-Маля. Зал «Творчество» в рамках программы «Творческая лаборатория интеллектуалов » предлагал лекции Честно об НЛО или Программа SETI — поиск внеземных цивилизаций.

Что изменилось через несколько месяцев работы объединения? Были сформулированы образовательные и выставочные программы, дополнившие уже сложившиеся планы залов. У выставочных залов появились кураторы: член правления Международной ассоциацииискусствоведов Георгий Никич, куратор многочисленных выставок, завотделом экспериментальных  программ Государственногоцентра современного искусства Виталий Пацюков, искусствовед, арт-менеджер Алина Глазун, владелица Grinberg Gallery Лариса Гринберг. Проведены такие выставки, как Проблемы белых стен; Люди на местах (при участии выпускников института «Стрелка»); Встреча с местными (в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства); Открытые репетиции в «Ночь искусств» и др. Только что завершился проект Пространство LUCIDA (совместнос ГЦСИ). Проводятся лекции докторов искусствоведения, актуальных современных жников и кураторов (Марина Свидерская, Роман Минаев, Арсений Сергеев, Роман Мокров, Анастасия Рябова). Есть большие планы на участие в Молодежной биеннале.

Лариса Гринберг, куратор трех площадок («Замоскворечье», «Пересветов переулок » и «Нагорная»), говорит, что бюджет на год составляет 1 млн руб. на один выставочный зал, это только на выставки (по 50 тыс. руб. на каждую выставку). Она считает, что это очень немного, и именно поэтому сейчас перед залами, подведомственными ей, стоит первоочередная задача выхода на самоокупаемость. «Мы планируем запустить внебюджетную линию «Художественный салон» — площадку для продажи картин. Кроме того, мы думаем открыть книжные точки, в которых, в частности, будут продаваться журналы и газеты об искусстве », — рассказывает она. Кажется, что деятельность объединения полностью удовлетворяет запросам современного общества вообще и креативного кластера в частности. Однако у сотрудников выставочных залов, проработавших в них не одно десятилетие, возникают определенные опасения, чего и следовало ожидать.

Своим мнением по поводу нововведений поделилась главный хранитель выставочного зала «Замоскворечье » Инна Липилина. В частности, особую тревогу у нее вызывает угроза смены выставочной политики зала, который среди прочего показывал работы таких художников, как Людвиг Симонов,  Евгений Данилевский, Станислав Никиреев. «На стадии обсуждения вопросов о формировании объединения говорилось, что выставочные залы сохранят свое лицо. Мы старались выставлять профессионалов от классического искусства — членов Союза художников, академиков, признанных художественным миром, а также студентов художественных вузов и училищ. В год нами проводилось порядка 40 выставок. Объединение такой расклад не устраивает. По мнению его руководства, надо делать большой и длительный проект ».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+