В Год культуры взялись за московские окраины

Лариса Гринберг, куратор трех выставочных залов
Лариса Гринберг, куратор трех выставочных залов

Департамент культуры Москвы определил направления проведения Года культуры — 2014, одним из которых станет децентрализация культурной жизни столицы. Облик окраин отныне будет формироваться профессиональными искусствоведами, арт-менеджерами и кураторами объединения «Выставочные залы Москвы».

На очередном заседании правительства Москвы министр и руководитель Департамента культуры Сергей Капков обозначил самые важные направления Года культуры — 2014. Для доступности понимания формат проведения получил кодовое название «3Д» по заглавным буквам его составляющих: «добрососедства», «детства» и «децентрализации».

Как сообщается на сайте Департамента культуры города Москвы, пункт «добрососедство » предполагает оказание поддержки нуждающимся, ветеранам отрасли и работникам культуры, благотворительность, волонтерство, проекты для людей с ограниченными возможностями, образовательные программы  для мигрантов. Вторая составляющая Года культуры, «детство», в большой степени ориентирована на школьников. В частности, было принято решение, что ученики смогут посещать театры и музеи за счет бюджетагорода. «Децентрализация» подразумевает развитие культуры на периферии. В преддверии запуска программы «3Д» летом прошлого  подчинения были включены в новую структуру — объединение  Выставочные залы Москвы» (начало его деятельности и планы по реорганизации подробно освещались в № 08 (17) TANR за 2013 год). Директором нового объединения стала Елизавета Фокина. На его базе департамент проводит в жизнь программу Года культуры. Чем жили залы до объединения? Деятельность некоторых не выдерживает критики как по выставочным концепциям, так и по экспонатам. Например, зал «Солнцево» не раз развлекал посетителей демонстрацией животных (выставки Мы — ж-ж-живые! или Живые бабочки и зоопарк). Странно звучат и названия проектов: Из Солнцева с любовью или Каля-Маля. Зал «Творчество» в рамках программы «Творческая лаборатория интеллектуалов » предлагал лекции Честно об НЛО или Программа SETI — поиск внеземных цивилизаций.

Что изменилось через несколько месяцев работы объединения? Были сформулированы образовательные и выставочные программы, дополнившие уже сложившиеся планы залов. У выставочных залов появились кураторы: член правления Международной ассоциацииискусствоведов Георгий Никич, куратор многочисленных выставок, завотделом экспериментальных  программ Государственногоцентра современного искусства Виталий Пацюков, искусствовед, арт-менеджер Алина Глазун, владелица Grinberg Gallery Лариса Гринберг. Проведены такие выставки, как Проблемы белых стен; Люди на местах (при участии выпускников института «Стрелка»); Встреча с местными (в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства); Открытые репетиции в «Ночь искусств» и др. Только что завершился проект Пространство LUCIDA (совместнос ГЦСИ). Проводятся лекции докторов искусствоведения, актуальных современных жников и кураторов (Марина Свидерская, Роман Минаев, Арсений Сергеев, Роман Мокров, Анастасия Рябова). Есть большие планы на участие в Молодежной биеннале.

Лариса Гринберг, куратор трех площадок («Замоскворечье», «Пересветов переулок » и «Нагорная»), говорит, что бюджет на год составляет 1 млн руб. на один выставочный зал, это только на выставки (по 50 тыс. руб. на каждую выставку). Она считает, что это очень немного, и именно поэтому сейчас перед залами, подведомственными ей, стоит первоочередная задача выхода на самоокупаемость. «Мы планируем запустить внебюджетную линию «Художественный салон» — площадку для продажи картин. Кроме того, мы думаем открыть книжные точки, в которых, в частности, будут продаваться журналы и газеты об искусстве », — рассказывает она. Кажется, что деятельность объединения полностью удовлетворяет запросам современного общества вообще и креативного кластера в частности. Однако у сотрудников выставочных залов, проработавших в них не одно десятилетие, возникают определенные опасения, чего и следовало ожидать.

Своим мнением по поводу нововведений поделилась главный хранитель выставочного зала «Замоскворечье » Инна Липилина. В частности, особую тревогу у нее вызывает угроза смены выставочной политики зала, который среди прочего показывал работы таких художников, как Людвиг Симонов,  Евгений Данилевский, Станислав Никиреев. «На стадии обсуждения вопросов о формировании объединения говорилось, что выставочные залы сохранят свое лицо. Мы старались выставлять профессионалов от классического искусства — членов Союза художников, академиков, признанных художественным миром, а также студентов художественных вузов и училищ. В год нами проводилось порядка 40 выставок. Объединение такой расклад не устраивает. По мнению его руководства, надо делать большой и длительный проект ».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+