18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Год культуры взялись за московские окраины

Департамент культуры Москвы определил направления проведения Года культуры — 2014, одним из которых станет децентрализация культурной жизни столицы. Облик окраин отныне будет формироваться профессиональными искусствоведами, арт-менеджерами и кураторами объединения «Выставочные залы Москвы».

На очередном заседании правительства Москвы министр и руководитель Департамента культуры Сергей Капков обозначил самые важные направления Года культуры — 2014. Для доступности понимания формат проведения получил кодовое название «3Д» по заглавным буквам его составляющих: «добрососедства», «детства» и «децентрализации».

Как сообщается на сайте Департамента культуры города Москвы, пункт «добрососедство » предполагает оказание поддержки нуждающимся, ветеранам отрасли и работникам культуры, благотворительность, волонтерство, проекты для людей с ограниченными возможностями, образовательные программы  для мигрантов. Вторая составляющая Года культуры, «детство», в большой степени ориентирована на школьников. В частности, было принято решение, что ученики смогут посещать театры и музеи за счет бюджетагорода. «Децентрализация» подразумевает развитие культуры на периферии. В преддверии запуска программы «3Д» летом прошлого  подчинения были включены в новую структуру — объединение  Выставочные залы Москвы» (начало его деятельности и планы по реорганизации подробно освещались в № 08 (17) TANR за 2013 год). Директором нового объединения стала Елизавета Фокина. На его базе департамент проводит в жизнь программу Года культуры. Чем жили залы до объединения? Деятельность некоторых не выдерживает критики как по выставочным концепциям, так и по экспонатам. Например, зал «Солнцево» не раз развлекал посетителей демонстрацией животных (выставки Мы — ж-ж-живые! или Живые бабочки и зоопарк). Странно звучат и названия проектов: Из Солнцева с любовью или Каля-Маля. Зал «Творчество» в рамках программы «Творческая лаборатория интеллектуалов » предлагал лекции Честно об НЛО или Программа SETI — поиск внеземных цивилизаций.

Что изменилось через несколько месяцев работы объединения? Были сформулированы образовательные и выставочные программы, дополнившие уже сложившиеся планы залов. У выставочных залов появились кураторы: член правления Международной ассоциацииискусствоведов Георгий Никич, куратор многочисленных выставок, завотделом экспериментальных  программ Государственногоцентра современного искусства Виталий Пацюков, искусствовед, арт-менеджер Алина Глазун, владелица Grinberg Gallery Лариса Гринберг. Проведены такие выставки, как Проблемы белых стен; Люди на местах (при участии выпускников института «Стрелка»); Встреча с местными (в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства); Открытые репетиции в «Ночь искусств» и др. Только что завершился проект Пространство LUCIDA (совместнос ГЦСИ). Проводятся лекции докторов искусствоведения, актуальных современных жников и кураторов (Марина Свидерская, Роман Минаев, Арсений Сергеев, Роман Мокров, Анастасия Рябова). Есть большие планы на участие в Молодежной биеннале.

Лариса Гринберг, куратор трех площадок («Замоскворечье», «Пересветов переулок » и «Нагорная»), говорит, что бюджет на год составляет 1 млн руб. на один выставочный зал, это только на выставки (по 50 тыс. руб. на каждую выставку). Она считает, что это очень немного, и именно поэтому сейчас перед залами, подведомственными ей, стоит первоочередная задача выхода на самоокупаемость. «Мы планируем запустить внебюджетную линию «Художественный салон» — площадку для продажи картин. Кроме того, мы думаем открыть книжные точки, в которых, в частности, будут продаваться журналы и газеты об искусстве », — рассказывает она. Кажется, что деятельность объединения полностью удовлетворяет запросам современного общества вообще и креативного кластера в частности. Однако у сотрудников выставочных залов, проработавших в них не одно десятилетие, возникают определенные опасения, чего и следовало ожидать.

Своим мнением по поводу нововведений поделилась главный хранитель выставочного зала «Замоскворечье » Инна Липилина. В частности, особую тревогу у нее вызывает угроза смены выставочной политики зала, который среди прочего показывал работы таких художников, как Людвиг Симонов,  Евгений Данилевский, Станислав Никиреев. «На стадии обсуждения вопросов о формировании объединения говорилось, что выставочные залы сохранят свое лицо. Мы старались выставлять профессионалов от классического искусства — членов Союза художников, академиков, признанных художественным миром, а также студентов художественных вузов и училищ. В год нами проводилось порядка 40 выставок. Объединение такой расклад не устраивает. По мнению его руководства, надо делать большой и длительный проект ».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+