Русский авангард в интерпретации Питера Гринуэя в Манеже, Рерих в Русском музее, индийские ювелирные украшения в Музеях Кремля и подготовка к полету в ММСИ-ММОМА — все самое интересное на выставках этой недели.
Новый проект Питера Гринуэя в соавторстве с его женой голландским режиссером Саскией Боддеке «Золотой век русского авангарда» не только открывает Год культуры Великобритании в России, но и будет первым в серии проектов Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», посвященных истории русского авангарда. Видеоинсталляции стали логическим продолжением работы Гринуэя в кино, где он эстетизировал буквально каждый кадр и пришел к тому, что ему стало тесно в рамках одного вида искусства. Мультимедийная инсталляция в Манеже, сочетающая в себе кино, живопись, анимацию и 3D-технологии, представляет цифровые репродукции более 400 произведений художников русского авангарда. Им тоже отведена важная роль в этом проекте. Сцены диалогов между Малевичем, Кандинским, Эйзенштейном, Маяковским, Родченко, Брик, Мейерхольдом и другими представителями авангарда разыгрываются молодыми российскими актерами (преимущественно из театра «Практика») в декорациях и костюмах 1910–1920-х годов.
Выставка Николая Рериха в Русском музее (около 300 экспонатов) из его собственных фондов, Третьяковки, Музея-заповедника «Петергоф» и Научно-исследовательского музея РАХ предъявляет главные ипостаси художника. Бенуа говорил о том, что «Рериху дорога юрта кочевника, а меня тянет к стройным кипарисам». И дальше — о своем желании привить всем людям язык богов, тогда как Рерих предпочитает язык дикарей, «без путаницы, внесенной так называемой цивилизацией». В Петербурге этот дискурс до сих пор актуален, вспомним хотя бы споры неоакадемистов и последователей «новых диких». Центром выставки стал первый полный показ сюиты «Богатырский фриз» — декоративных панно, созданных Рерихом в 1910 году для дома Торгово-промышленного товарищества «Бажанов и Чувалдина» в Петербурге.
В Музеях Кремля открылась выставка драгоценностей из Индии. Столь масштабная демонстрация произведений индийских и европейских ювелиров XVI–ХХ веков проходит в нашей стране впервые. Более 300 образцов ювелирного искусства прибыли из ведущих мировых музейных и частных собраний: лондонских Британского музея и Музея Виктории и Альберта, Национальной портретной галереи, Музея исламского искусства в Дохе, женевских Музея Барбье-Мюллер и Собрания Фарбер. Проект состоит из трех разделов. Первый посвящается империи Великих Моголов, ее рафинированному стилю как источнику вдохновения для последующих поколений. Чего стоит один только усеянный алмазами ажурный браслет на плечо! Или каплевидная подвеска из шпинели из группы редких камней с монограммой императора Джахангира! Второй раздел раскрывает тему индийской ювелирной традиции украшений из пяти главных камней: алмаза, изумруда, сапфира, рубина и жемчуга. Знаменитый «Рубин Tимура», великолепная шпинель, названная в честь прародителя двух великих династий, впервые ради Москвы на время покинул собрание «Аль-Сабах» в Кувейте, равно как и еще один экспонат из Дохи — крупнейший в мире ограненный цейлонский синий сапфир в 478,68 карата. В третьем разделе — эпоха рубежа XIX—ХХ веков, обросшая легендами об экзотических прихотях махараджей.
В выставке «К полету готов?» в Московском музее современного искусства принимают участие более 30 художников, обращавшихся к теме космоса в своих инсталляциях, живописи, графике, скульптуре или видео. Среди них и мэтры отечественной арт-сцены (Александр Пономарев, Сергей Шутов, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Юрий Аввакумов, Леонид Тишков, Константин Батынков, Сергей Базилев, Владислав Ефимов, Вячеслав Колейчук, Олег Кулик, Георгий Острецов и другие), и представители нового поколения, такие как, например, Таисия Короткова или Владимир Марин. Тема космоса, популярная в СССР, и сегодня привлекает художников — меняется лишь отношение к ней. Для старшего поколения оно ироническое и антипафосное — как реакция на штампы из советского детства. Такова, например, работа «Космозонд» Сергея Чернова, стилизованная под банку тушенки, или проект «Белка» Зои Сокол, где остроумно очеловечена биография летавшей в космос собаки. В работах художников следующего поколения, похоже, уже нет места иронии — все опять серьезно, как в живописной серии «Tехнология» Таисии Коротковой, представляющей, по словам художницы, «будни рядовых сотрудников NASA». Но, несмотря на будничность, то, чем они занимаются, — это «область востребованности творческого потенциала человека и его разума». Видимо, поэтому и выполнена серия не из случайных материалов, а в трудоемкой иконописной технике.