Дача купца Головкина в Самаре станет музеем

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

В памятнике модерна может разместиться музей усадебной культуры. За уточнение концепции взялась специально созданная рабочая группа, результат должен появиться уже нынешней весной

Знаменитое сооружение 1900-х гг. требует серьезных восстановительных работ, и приобретение музейного статуса будет способствовать скорейшему их началу. Фото: Алексей Авдейчев
Знаменитое сооружение 1900-х гг. требует серьезных восстановительных работ, и приобретение музейного статуса будет способствовать скорейшему их началу.
Фото: Алексей Авдейчев

Дачу купца Константина Головкина, более известную как Дача со слонами, превратят в музей. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров поручил региональному министерству культуры доработать к весне концепцию будущего музея.

С предложением музеефицировать дачу Головкина в середине января выступила инициативная группа во главе с директором Музея модерна Михаилом Савченко. Детальной разработкой концепции сейчас занимается рабочая группа, созданная при Музее модерна. Входящие в нее историки, реставраторы, архитекторы изучают архивы, в частности чертежи и документы Головкина, чтобы понять, какая экспозиция здесь может разместиться.

По мнению министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, здание должно быть многофункциональным. «В Самарском областном художественном музее хранится большая коллекция предметов искусства Константина Головкина. Однако не нужно забывать и о том, что он сам был художником. В доме можно организовать музейно-выставочную площадку, а также пространство для образовательной деятельности в сфере культуры», — заявил TANR чиновник. «Дача Головкина часто упоминается в альбомах, посвященных усадебной культуре начала ХХ века, и было бы логично разместить в этом доме экспозицию о загородной жизни в дореволюционной России и об архитектуре модерна. Кроме того, большой интерес представляет личность самого Головкина, человека уникального не только для Самары, но и для всей России. Архитектор, художник, фотограф, археолог, автолюбитель — рассказ о его жизни может составить отдельный выставочный блок», — считает Михаил Савченко.

Сейчас здание не используется. Фото: Алексей Авдейчев
Сейчас здание не используется.
Фото: Алексей Авдейчев

В Министерстве культуры Самарской области TANR рассказали, что в дальнейшем речь может идти о продлении территории дачи до Волги и обустройстве здесь пристани, чтобы музей был доступен для туристов с воды. Дача Головкина находится в спальном районе города, где почти нет культурных объектов, поэтому новый музей может стать точкой притяжения и для местных жителей. Кроме того, в доме может действовать арт-резиденция, где будут жить и работать художники, поэты, режиссеры. 

Как только концепция будущего музея будет утверждена губернатором, региональные власти начнут реставрацию дома. При строительстве здание было рассчитано на эксплуатацию в теплый период, а в советское время стало использоваться круглый год, сюда проведено центральное отопление. В результате просел фундамент, на стенах появились трещины.

Дача Константина Головкина в стиле модерн была построена по проекту архитектора Валентина Тепфера при участии самого заказчика в 1908–1909 гг. Фото: Алексей Авдейчев
Дача Константина Головкина в стиле модерн была построена по проекту архитектора Валентина Тепфера при участии самого заказчика в 1908–1909 гг.
Фото: Алексей Авдейчев

В последний раз ремонтные работы здесь проводились в конце 1980-х годов. Тем не менее, по оценке экспертов, техническое состояние дачи купца Головкина не самое плохое: глобальных разрушений и повреждений конструкций пока нет.

Куда большие опасения у градозащитников вызывает внутреннее состояние памятника. «К сожалению, в доме не сохранились подлинные интерьеры: в советское время его заметно перестроили. Например, большой зал на первом этаже после революции был переделан в актовый зал дома культуры, а при Головкине там находилась детская с лестницей на второй этаж. Кроме того, были переделаны фасады, застеклена терраса, а центральная часть выдвинута вперед. Все это предстоит восстановить в прежнем виде», — говорит Михаил Савченко. Схему, сроки и объем финансирования проекта в областном минкульте не называют.

Идея создания музея на базе дачи купца Головкина обсуждается не впервые. В марте 2015 года искусствовед Егор Ларичев и архитектор Виталий Стадников предложили открыть в доме самарский филиал Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева — первый в России музей дачной культуры и архитектуры. Однако проект так и не был реализован.

Дача Константина Головкина в стиле модерн была построена по проекту архитектора Валентина Тепфера при участии самого заказчика в 1908–1909 годах. Свое неофициальное название она получила благодаря двум фигурам слонов, изготовленным из цемента. После революции дачу национализировали, здесь размещался госпиталь, детский сад, а с 1929 года — дом культуры «Водоканала». Сейчас здание, признанное объектом культурного наследия, принадлежит предприятию «Самараводоканал» и никак не используется. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+