18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дача купца Головкина в Самаре станет музеем

№61
Материал из газеты

В памятнике модерна может разместиться музей усадебной культуры. За уточнение концепции взялась специально созданная рабочая группа, результат должен появиться уже нынешней весной

Дачу купца Константина Головкина, более известную как Дача со слонами, превратят в музей. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров поручил региональному министерству культуры доработать к весне концепцию будущего музея.

С предложением музеефицировать дачу Головкина в середине января выступила инициативная группа во главе с директором Музея модерна Михаилом Савченко. Детальной разработкой концепции сейчас занимается рабочая группа, созданная при Музее модерна. Входящие в нее историки, реставраторы, архитекторы изучают архивы, в частности чертежи и документы Головкина, чтобы понять, какая экспозиция здесь может разместиться.

По мнению министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, здание должно быть многофункциональным. «В Самарском областном художественном музее хранится большая коллекция предметов искусства Константина Головкина. Однако не нужно забывать и о том, что он сам был художником. В доме можно организовать музейно-выставочную площадку, а также пространство для образовательной деятельности в сфере культуры», — заявил TANR чиновник. «Дача Головкина часто упоминается в альбомах, посвященных усадебной культуре начала ХХ века, и было бы логично разместить в этом доме экспозицию о загородной жизни в дореволюционной России и об архитектуре модерна. Кроме того, большой интерес представляет личность самого Головкина, человека уникального не только для Самары, но и для всей России. Архитектор, художник, фотограф, археолог, автолюбитель — рассказ о его жизни может составить отдельный выставочный блок», — считает Михаил Савченко.

В Министерстве культуры Самарской области TANR рассказали, что в дальнейшем речь может идти о продлении территории дачи до Волги и обустройстве здесь пристани, чтобы музей был доступен для туристов с воды. Дача Головкина находится в спальном районе города, где почти нет культурных объектов, поэтому новый музей может стать точкой притяжения и для местных жителей. Кроме того, в доме может действовать арт-резиденция, где будут жить и работать художники, поэты, режиссеры. 

Как только концепция будущего музея будет утверждена губернатором, региональные власти начнут реставрацию дома. При строительстве здание было рассчитано на эксплуатацию в теплый период, а в советское время стало использоваться круглый год, сюда проведено центральное отопление. В результате просел фундамент, на стенах появились трещины.

В последний раз ремонтные работы здесь проводились в конце 1980-х годов. Тем не менее, по оценке экспертов, техническое состояние дачи купца Головкина не самое плохое: глобальных разрушений и повреждений конструкций пока нет.

Куда большие опасения у градозащитников вызывает внутреннее состояние памятника. «К сожалению, в доме не сохранились подлинные интерьеры: в советское время его заметно перестроили. Например, большой зал на первом этаже после революции был переделан в актовый зал дома культуры, а при Головкине там находилась детская с лестницей на второй этаж. Кроме того, были переделаны фасады, застеклена терраса, а центральная часть выдвинута вперед. Все это предстоит восстановить в прежнем виде», — говорит Михаил Савченко. Схему, сроки и объем финансирования проекта в областном минкульте не называют.

Идея создания музея на базе дачи купца Головкина обсуждается не впервые. В марте 2015 года искусствовед Егор Ларичев и архитектор Виталий Стадников предложили открыть в доме самарский филиал Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева — первый в России музей дачной культуры и архитектуры. Однако проект так и не был реализован.

Дача Константина Головкина в стиле модерн была построена по проекту архитектора Валентина Тепфера при участии самого заказчика в 1908–1909 годах. Свое неофициальное название она получила благодаря двум фигурам слонов, изготовленным из цемента. После революции дачу национализировали, здесь размещался госпиталь, детский сад, а с 1929 года — дом культуры «Водоканала». Сейчас здание, признанное объектом культурного наследия, принадлежит предприятию «Самараводоканал» и никак не используется. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+