TEFAF. Город мастеров

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

С 10 по 18 марта в голландском Маастрихте в 31-й раз пройдет TEFAF — главная антикварная ярмарка в мире. В этом году она представляет впечатляющую подборку шедевров, будет все: от Рембрандта до Кабакова

Франс Пурбус Младший. «Портрет неизвестной принцессы из рода Бурбонов». Около 1615 г. Фото: TEFAF
Франс Пурбус Младший. «Портрет неизвестной принцессы из рода Бурбонов». Около 1615 г.
Фото: TEFAF

Событие, случившееся в небольшом средневековом городе на юге Нидерландов в 1988 году, можно считать судьбоносным для мирового арт-рынка. Две ярмарки — Pictura Finе Art Fair, посвященная старым мастерам, и Antiquairs International, представляющая антикварные предметы, — объединились под новым названием в залах конгресс-центра Маастрихта. Это была первая TEFAF, за 30 лет превратившаяся в главный антикварный смотр и не теряющая своего значения, несмотря на разросшуюся армию конкурентов по всему миру. Сегодня в ярмарке участвуют 275 галерей из более чем 20 стран, и, чтобы осмотреть все хотя бы мельком, понадобится не меньше двух дней. Популярность TEFAF среди коллекционеров исчисляется не только невероятной плотностью посетителей во время превью, но и количеством частных самолетов, приземляющихся в аэропорту Маастрихта: за время работы ярмарки их бывает около 400.

С 2016 года ярмарка расширила географию: весной и осенью (в начале мая и конце октября) TEFAF проходит в Нью-Йорке. Осенью она собирает искусство, созданное до 1920 года, весной — после. Ну а в Маастрихте 7 тыс. лет истории по-прежнему представлены вместе. 

TEFAF часто называют «музеем, где все продается». Особая гордость организаторов — комиссия из 175 экспертов, которые заранее осматривают стенды, безжалостно правят даты на этикетках и отправляют экспонаты ненадлежащего качества в заточение в специальную комнату, подальше от коллекционерских глаз. Музеи не только пополняют здесь свои коллекции, но и устраивают тематические выставки. В этом году Музей Амстердама показывает портреты голландского золотого века, в том числе «Портрет офицеров гильдии лучников» Бартоломеуса ван дер Хельста, а также серебряные кубки гильдии, которые изображены на картине и сохранились до наших дней. В ответ TEFAF помогает музеям с реставрацией, ежегодно выделяя грант в €50 тыс. В этом году сумму разделили между «Портретом женщины с золотой цепью» Рембрандта из Музея изящных искусств в Бостоне и капеллой Святого Альберта, оставшейся от монастыря кармелиток в Лиссабоне и сейчас входящей в состав Национального музея древнего искусства (MNAA).

Кресло с орлами. Англия, около 1869 г. Фото: TEFAF
Кресло с орлами. Англия, около 1869 г.
Фото: TEFAF

Самой сильной частью TEFAF с момента основания считается раздел старых мастеров. Лондонская галерея Weiss привозит великолепный по исполнению портрет неизвестной французской принцессы из рода Бурбонов, написанный фламандцем Франсом Пурбусом Младшим около 1615 года в период его работы при дворе Людовика XIII. Художник мастерски передает фактуры и большое внимание уделяет деталям: нежным кудрям вокруг лба, алым розам в волосах, крупному жемчугу и тончайшему кружеву.

Colnaghi выставит двухметровое полотно Луки Джордано «Аполлон и Марсий» 1634 года. Ученик Хосе де Риберы, Джордано отчасти повторяет одну из его работ: та же мощная фигура в резкой диагонали, напряжение мышц и гримаса ужаса.

Главный нью-йоркский специалист по старым мастерам Отто Науманн недавно отошел от дел и передал галерею сыну Амбруазу. На TEFAF он привезет выдающийся образец Северного Возрождения — «Портрет Барбары Шварц» кисти Кристофа Амбергера, работавшего при дворе Карла V. Помимо безусловных художественных достоинств, замешенных на немецких и итальянских портретных традициях, в картине привлекает внимание необычная деталь — начерченная тонкими золотыми линиями диаграмма в правом верхнем углу. Это гороскоп героини портрета, в центре которого стоит дата ее рождения, а вокруг схематически изображено положение планет на момент написания картины 21 августа 1542 года по случаю ее 35-летия. Гороскоп есть и на составляющем пару портрете ее мужа, богатого аугсбургского счетовода Маттеуса Шварца. Сейчас он хранится в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде.

Не менее интересен и раздел графики старых мастеров. Например, здесь можно встретить элегантную зарисовку «Матери, обнимающие своих детей» Франсуа Буше без кукольной красивости, свойственной его живописи (галерея Day & Faber), или виртуозный рисунок Антуана Ватто «Этюд мужчины в профиль в шапке набекрень» (Baroni).

Традиционно хорошо представлены на TEFAF и импрессионисты с ближайшими последователями. Известных имен хватит на небольшой музей: тут и классические пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея, и обнаженная Огюста Ренуара, работы Анри Матисса, Рауля Дюфи и Альбера Марке, обязательные влюбленные Марка Шагала и небольшой, но очень выразительный шедевр Хаима Сутина «Женщина, облокотившаяся на руки» (галерея Dickinson).

Одно из достоинств ярмарки состоит в том, что здесь есть все без исключения разделы коллекционирования: африканские маски и египетская скульптура, ренессансные мраморы и средневековые доспехи, первоклассная бронза Томира и классическое бюро-цилиндр Давида Рентгена, послевоенная живопись и современный дизайн. 

Встречается на стендах и русское искусство: допетровские иконы у амстердамской Morsink, Алексей Явленский у цюрихской Galerie von Vertes, изделия фирмы Карла Фаберже у лондонской Wartski и нью-йоркской A La Vieille Russie. Лондонская Sprovieri привезет работу Ильи Кабакова «Вертикальная картина № 1» 2012 года. Для любителей русского стиля на стенде парижской Oscar Graf резное кресло Сергея Малютина из тенишевских мастерских. И уж совсем неожиданный для TEFAF экспонат — этюд к портрету графа Игнатьева кисти Бориса Кустодиева, написанный в то время, когда он ассистировал своему учителю Илье Репину в работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета…». 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+