18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом со львом разрушается на глазах

№61
Материал из газеты

Как сохранить этот деревянный дом с интерьерными росписями, обнаруженный в старообрядческом селе Поповка Саратовской области?

Около десяти лет назад петербургский искусствовед и реставратор Юлия Терехова выкупила предназначенный на слом деревянный дом с интерьерными росписями, обнаруженный ею в старообрядческом селе Поповка Саратовской области. Возможно, переход в частную собственность неравнодушных — сегодня один из эффективных способов сохранения культурного наследия.

Большая часть деревянных домов с росписями находится в северных регионах России. Для южных поволжских областей характерна фасадная деревянная резьба — живопись в интерьере здесь явление исключительное. Предположительно, росписи в Поповке были созданы в 1905–1917 годах. Среди персонажей, изображениями которых украшены стены двух комнат, — Георгий Победоносец и животные — символы евангелистов, почему за домом и закрепилось название «Дом со львом». Автор изображений неизвестен, но исследователи связывают его с располагавшимися неподалеку хвалынскими старообрядческими монастырями, где сохранялась сильная иконописная традиция.

Сама масляная живопись, занимающая 80 кв. м, требует лишь расчистки и небольшого укрепления. Но из-за ветхого фундамента и изношенности некоторых узлов дом «поплыл» — стены расходятся, что угрожает сохранности живописи. Строение не ремонтировалось ни при первых владельцах, раскулаченных в 1930-е годы, ни при последующих жильцах. С 2003 года дом стоял нежилым. В 2012-м износ составлял уже 65%. Годом позже Виктор Попов, архитектор-реставратор из новгородского музея деревянного зодчества «Витославлицы», составил проект реставрации дома. Пока проведены минимальные противо­аварийные работы, в целом же проект оценивается в 2,7 млн руб.

Спонсоров у объекта нет, грантов на реставрацию не выдают. На что может рассчитывать в такой ситуации частный собственник? На народное финансирование? Но есть и другой путь — получение охранного статуса памятника. Это дало бы дому возможность вписаться в государственную реставрационную программу, а также получить своеобразную страховку на будущее: что бы ни случилось с владельцем, государство обязано будет позаботиться о памятнике. Однако есть и аргументы против. Очередь на реставрацию может подойти нескоро, лет через 20–30, а статус памятника накладывает на частного собственника много ограничений: работы должны быть согласованы с органами по охране наследия, а сотрудничать можно только с лицензированной реставрационной бригадой, что удорожает содержание объекта. 

Дому со львом повезло: о нем заботятся. Между тем на Русском Севере сохранились росписи не только не менее масштабные, но и более ранние — второй половины XIX века. Многие давно требуют вмешательства реставраторов вне зависимости от того, находятся ли они в частной собственности или в ведении государственных органов охраны. О том, сколько памятников мы продолжаем терять ежегодно, можно лишь догадываться.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+