18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дом со львом разрушается на глазах

№61
Материал из газеты

Как сохранить этот деревянный дом с интерьерными росписями, обнаруженный в старообрядческом селе Поповка Саратовской области?

Около десяти лет назад петербургский искусствовед и реставратор Юлия Терехова выкупила предназначенный на слом деревянный дом с интерьерными росписями, обнаруженный ею в старообрядческом селе Поповка Саратовской области. Возможно, переход в частную собственность неравнодушных — сегодня один из эффективных способов сохранения культурного наследия.

Большая часть деревянных домов с росписями находится в северных регионах России. Для южных поволжских областей характерна фасадная деревянная резьба — живопись в интерьере здесь явление исключительное. Предположительно, росписи в Поповке были созданы в 1905–1917 годах. Среди персонажей, изображениями которых украшены стены двух комнат, — Георгий Победоносец и животные — символы евангелистов, почему за домом и закрепилось название «Дом со львом». Автор изображений неизвестен, но исследователи связывают его с располагавшимися неподалеку хвалынскими старообрядческими монастырями, где сохранялась сильная иконописная традиция.

Сама масляная живопись, занимающая 80 кв. м, требует лишь расчистки и небольшого укрепления. Но из-за ветхого фундамента и изношенности некоторых узлов дом «поплыл» — стены расходятся, что угрожает сохранности живописи. Строение не ремонтировалось ни при первых владельцах, раскулаченных в 1930-е годы, ни при последующих жильцах. С 2003 года дом стоял нежилым. В 2012-м износ составлял уже 65%. Годом позже Виктор Попов, архитектор-реставратор из новгородского музея деревянного зодчества «Витославлицы», составил проект реставрации дома. Пока проведены минимальные противо­аварийные работы, в целом же проект оценивается в 2,7 млн руб.

Спонсоров у объекта нет, грантов на реставрацию не выдают. На что может рассчитывать в такой ситуации частный собственник? На народное финансирование? Но есть и другой путь — получение охранного статуса памятника. Это дало бы дому возможность вписаться в государственную реставрационную программу, а также получить своеобразную страховку на будущее: что бы ни случилось с владельцем, государство обязано будет позаботиться о памятнике. Однако есть и аргументы против. Очередь на реставрацию может подойти нескоро, лет через 20–30, а статус памятника накладывает на частного собственника много ограничений: работы должны быть согласованы с органами по охране наследия, а сотрудничать можно только с лицензированной реставрационной бригадой, что удорожает содержание объекта. 

Дому со львом повезло: о нем заботятся. Между тем на Русском Севере сохранились росписи не только не менее масштабные, но и более ранние — второй половины XIX века. Многие давно требуют вмешательства реставраторов вне зависимости от того, находятся ли они в частной собственности или в ведении государственных органов охраны. О том, сколько памятников мы продолжаем терять ежегодно, можно лишь догадываться.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+