Еще раз про архитектуру модерна в Санкт-Петербурге

Борис Кириков завершает авторскую каталогизацию петербургской архитектуры начала ХХ столетия. В фокусе третьего тома — сверхмодный градостроительный стиль эпохи

Кириков Б. Архитектура петербургского модерна: Общественные здания. Книга вторая. СПб.: Издательский дом «Коло», 2017.
Кириков Б. Архитектура петербургского модерна: Общественные здания. Книга вторая. СПб.: Издательский дом «Коло», 2017.

Заключительная часть этого трехтомника называется «Общественные здания. Книга вторая». Предыдущие тома — «Особняки и доходные дома» и первая книга, посвященная общественным зданиям, — выдержали уже не одно переиздание и стали библиографической редкостью. Борис Кириков не только крупнейший историк архитектуры Петербурга — он много лет работал в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Благодаря его трудам почти 2 тыс. памятников архитектуры города получили охранный статус, право на реставрацию и, таким образом, сохранились для потомков.

Модерн в архитектуре — предмет особой любви Кирикова. Еще в 1960–1970-е годы, когда модерн называли «упадническим стилем», недостойным изучения и сохранения, он самостоятельно составил список из 800 зданий, построенных в Петербурге в начале XX века, обходя город квартал за кварталом. В годы перестройки появилась мысль выпустить книгу-справочник «100 памятников петербургского модерна». Но, как рассказал корреспонденту TANR сам Борис Михайлович, в процессе работы над ней текст начал разрастаться, появилась необходимость отделить особняки от доходных домов и культовых сооружений, и стало очевидно, что легкомысленным справочником для описания архитектуры модерна в Петербурге не обойтись, требуется многотомное издание.

Доходный дом А.Е.Бурцева (1912–1913, архитектор И.П.Володихин, ул. Некрасова, д. 10). Фрагмент фасада. Фото: Издательский дом «Коло»
Доходный дом А.Е.Бурцева (1912–1913, архитектор И.П.Володихин, ул. Некрасова, д. 10). Фрагмент фасада.
Фото: Издательский дом «Коло»

Однако встреча с профессиональным издательством, которое бы взялось за такой труд, состоялась лишь на рубеже тысячелетий. Первый том, «Особняки и доходные дома», увидел свет в 2003 году. Он практически сразу был распродан и переиздавался с тех пор шесть раз. Следом с большим перерывом появилась первая книга, посвященная общественным постройкам: она вышла в 2011 году и уже тоже выдержала несколько переизданий. В первом томе — 50 глав, каждая из которых рассказывает об одном объекте, во втором и третьем томах — по 25 глав, каждый объект рассматривается наряду с аналогичными ему или противостоящими. В результате создается архитектурно-исторический контекст, который очень важен для понимания архитектуры города в целом.

В недавно вышедшую вторую книгу «Общественных зданий» включены строения второй половины 1900-х годов, периода зрелого и позднего модерна. Это такие известные сооружения, как универмаг у Красного моста, знаменитый Au Pont Rouge, возведенный в 1906–1907 годах по проекту архитекторов Владимира Липского и Константина Рошефора, или дом Мертенса 1911–1912 годов на Невском проспекте — проект Мариана Лялевича.

Наряду со знаменитыми и сохранившимися памятниками в книге Бориса Кирикова можно прочитать и об утраченных. Например, о снесенной несколько лет назад бывшей столовой Балтийского завода на Среднем проспекте Васильевского острова. Это было уникальное сооружение из монолитного железобетона, современное и красивое по рисунку. В том же интерьере находилась церковь Балтийского завода. Таким образом, было сформировано единое пространство, которое служило и церковью, и столовой, местом вкушения пищи телесной и духовной. Или еще пример. Вряд ли уже кто-то помнит, что на месте стадиона «Динамо» находилось деревянное здание спортклуба Северного банка. Оно еще стояло в 1960-е годы, потом его снесли — и теперь лишь благодаря книгам Кирикова можно узнать о нем и о других утраченных постройках.
Особое место в книге отведено храмам разных конфессий. Здесь можно подробно познакомиться с историей строительства храма Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке, созданного архитектором Марианом Перетятковичем совместно с Леонтием Бенуа в 1903–1909 годах. Отдельные главы посвящены Буддийскому дацану (1909–1915) архитектора Гавриилы Барановского и соборной мечети (1909–1913) Николая Васильева.

Здание Второго общества взаимного кредита (1907–1909, Ф. И. Лидваль; Садовая улица, 34). Операционный зал. Фото: Издательский дом «Коло»
Здание Второго общества взаимного кредита (1907–1909, Ф. И. Лидваль; Садовая улица, 34). Операционный зал.
Фото: Издательский дом «Коло»

Впрочем, книга Бориса Кирикова рассказывает не только об отдельных зданиях и сооружениях, перечисляя имена архитекторов и инженеров. Автор поднимает и серьезные вопросы истории архитектуры Петербурга, возникшие в предреволюционную эпоху: скажем, тему борьбы модерна с традиционным для города классицизмом и нарождающимся конструктивизмом.

Сейчас, по информации корреспондента TANR, обсуждается вопрос о переиздании всей трилогии, посвященной архитектуре модерна в Петербурге. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+