Соловки получили шанс на спасение

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Московские архитекторы нашли решение непростой проблемы со строительством на Соловках. Прежний недострой, вызывавший озабоченность международных экспертов, будет частично разобран, а в новом проекте максимально учтены требования ЮНЕСКО

Вид на монастырь с лестницы. Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)
Вид на монастырь с лестницы.
Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)

Новый проект корректировки частично построенного на Большом Соловецком острове здания будущего музея и приспособления под музейные нужды существующего корпуса разработан московским архитектурным бюро «Рождественка». Проект одобрили и поддержали научно-методический совет Министерства культуры России и ЮНЕСКО.
Московские архитекторы предлагают не только изменение габаритов недостроенного здания, из-за которого Соловки много лет сотрясают скандалы, но и кардинально новую концепцию развития всего музейного комплекса на территории, охраняемой ЮНЕСКО. И это предложение, похоже, устраивает все заинтересованные стороны.

Напомним, что еще в 2013 году совместная комиссия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) обратила внимание на проект нового музея на Соловках — на берегу Святого озера, в непосредственной близости от легендарного монастыря. Международные наблюдатели предупреждали российские власти, что стройка разрушит сложившийся ансамбль и нанесет непоправимый визуальный ущерб историческому комплексу. Но в 2014 году строительство началось ударными темпами, и к лету 2015-го был уже возведен второй этаж. 

Проект архитектурного бюро «Рождественка» кардинально меняет концепцию развития Соловков. Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)
Проект архитектурного бюро «Рождественка» кардинально меняет концепцию развития Соловков.
Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)

ИКОМОС заявлял, что «воздействие нового здания на сложившийся ансамбль является значительным и представляет большую, постоянную и необратимую угрозу для монастырского и лагерного комплексов». И порекомендовал «отказаться от строительства музейного комплекса в этом месте и, в общем смысле, в визуальных пределах монастырского комплекса; найти другие решения для строительства».

Международные эксперты требовали прекратить стройку, на остров выезжали многочисленные и серьезные комиссии, а российские власти утверждали, что не нарушают никаких законов. В 2016 году на 40‑й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле эксперты пообещали включить Соловецкие острова в список «наследия под угрозой». Тем же летом стройку остановили, на продолжение работ был наложен мораторий. Уже два года поблизости от монастыря, на самом видном месте, торчит остов недостроенного здания, а вокруг него разливается море вышедших на поверхность подземных вод. И вот в октябре 2017 года Минкульт объявил, что есть некий новый проект музейного комплекса на Соловках, который уже готов и одобрен. 

«Еще в 2013 году я познакомилась с программой развития Соловецкого музея, и увиденное настолько меня расстроило, что я буквально потеряла покой, — рассказала корреспонденту TANR Наринэ Тютчева, генеральный директор архитектурного бюро «Рождественка». — Я уговаривала себя: „Какое тебе дело? Есть же профессионалы…“ А потом поняла, что надо действовать». 

Проект нового музея архитектурного бюро «Рождественка». Вид на главный вход. Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)
Проект нового музея архитектурного бюро «Рождественка». Вид на главный вход.
Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)

Сотрудники бюро вместе со студентами школы МАРШ изучили историю вопроса, посмотрели все предлагавшиеся ранее проекты, съездили на Соловки: вжились в ситуацию на острове, поговорили с сотрудниками музея, наместником (одновременно директором музея) и насельниками монастыря, жителями поселка. Затем уже в Москве представили свою концепцию развития поселка и острова в целом. 

«Мы принципиально изменили концепцию, отказавшись от музея в новой постройке, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Разумовский, ведущий сотрудник АБ «Рождественка». — Недостроенное здание будет разобрано, уменьшено до одного полуподземного этажа, где будут располагаться фонды, депозитарий, там же конференц-зал, помещения для публичных встреч. Это мировая тенденция — располагать депозитарии в новых пространствах, специально для этого оборудованных. А музей займет уже существующие здания». Сейчас музейные фонды располагаются в Братском корпусе монастыря, там нет регуляции теплового и влажностного режима, и к тому же он должен быть освобожден под монастырские нужды. 

Проект нового музея архитектурного бюро «Рождественка». Вид на главный вход в общественную зону. Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)
Проект нового музея архитектурного бюро «Рождественка». Вид на главный вход в общественную зону.
Фото: АБ «Рождественка» (RDNK)

Под музей же будут приспособлены два наиболее крупных здания в поселке, сейчас пустующих: бывшее овощехранилище и дизельная подстанция (с овощехранилищем вопрос решен, с владельцами подстанции еще идут переговоры). Проект предполагает создание целого комплекса, посвященного лагерям и ГУЛАГу — пока об этом рассказывает лишь небольшая экспозиция в одном из бывших бараков. В музейный комплекс также войдут Валунная баня, ангар для гидросамолетов и, может быть, другие здания, сегодня не используемые.

Проект АБ «Рождественка» получил одобрение на научно-методическом совете при Министерстве культуры, но в ЮНЕСКО его направили только весной 2017 года — после того, как там отвергли три проекта, разработанных Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), чью позицию поддерживала Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. Предложения «Рождественки» избавили РФ от позорного включения Соловков в список «наследия под угрозой», что могло бы случиться на сессии в Кракове. В ноябре — декабре 2017-го Минкультуры провело тендеры на разработку документации и архитектурно-планировочные изыскания, победа в которых досталась инициативным москвичам. «Мне понравился этот проект, авторы выполнили требования ЮНЕСКО, — сказал замминистра культуры Олег Рыжков, ныне покинувший эту должность. — Сейчас проект направлен в ЮНЕСКО для окончательного решения, которое мы узнаем весной». По словам экс-замминистра, из бюджета уже выделено около 500 млн руб.

Если все пойдет по плану, то уже этой весной подрядчик начнет разбирать незаконченную стройку, откачивать скопившуюся воду и готовить площадку для дальнейших работ. Они должны завершиться к концу 2019 года. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+