18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Акварели из-под ковра» Веры Матюх выставили в Санкт-Петербурге

№61
Материал из газеты

Куратор Николай Кононихин разобрал наследие художницы, дополнив ее самые смелые акварели и рисунки отрывками из книги отзывов с выставки 1987 года

В прошлом году куратору нынешней выставки Николаю Кононихину посчастливилось приобрести на аукционе книгу отзывов с выставки Веры Матюх (1910–2003), что прошла весной 1987 года в Ленинградском отделении Союза художников (ЛОСХ). Столь ценная для искусствоведа находка стала для него ценной вдвойне, поскольку в последние годы по инициативе Александра Порай-Кошица, сына художницы, ему довелось разбирать ее наследие. В 1990-е Кононихин был знаком с Верой Федоровной, бывал у нее в квартире на Дворцовой набережной, где под большим ковром в гостиной она хранила свои работы — и иногда показывала. Также пару раз в год ее акварели можно было увидеть на выставках общества «Аполлон». Не нежные, воздушные, поэтичные произведения, какими принято представлять работы в этой технике, а большие перепачканные листы, сработанные крепкой «рукой столяра», часто протертые до дыр, клеенные-переклеенные яркими коллажными вставками. И темы под стать — взывающие к милосердию угловатые фигуры солдатских матерей, нищих, бомжей и рыночных торговок. Вновь встретившись с «наследием из-под ковра», Николай Кононихин был поражен не только количеством листов, но также смелостью и масштабом экспериментов в области цвета, рисунка, ритмики линий, которыми начиная с 1960-х занималась Вера Матюх. Многие темы разрабатывались ею десятилетиями. И нужна была большая смелость, чтобы показать эти эксперименты на персональной выставке в Союзе художников — организации в те годы весьма консервативной. 

Книга отзывов с выставки Веры Матюх 1987 года наглядно показывает, как отнеслись к ее творчеству коллеги-художники, коллекционеры и просто обычные зрители. Диапазон мнений простирался тогда от восторженно-хвалебных до обличительно-ругательных. На выставке в Доме Матюшина будет представлено около 20 наиболее смелых акварелей и рисунков Веры Матюх. А дополнят экспозицию «живые» отзывы зрителей из той самой книги отзывов 1987 года.  

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Вера Матюх. Эксперименты
1 марта – 14 мая 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+