18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Искусство раскидывает сети: Frieze открывается в Лос-Анджелесе, нишевые ярмарки осваивают новые рынки

№61
Материал из газеты

В борьбе за внимание коллекционеров не только крупные и известные ярмарки, но и новички рынка начинают экспансию, открывая филиалы в местах компактного проживания обеспеченной публики

Откроется ли ярмарка Frieze в Лос-Анджелесе? Этот вопрос взбудоражил американское арт-сообщество после того, как директора Frieze провели встречу с галеристами во время ярмарки Art Los Angeles Contemporary. Недавно слухи подтвердились: даты Frieze LA наконец объявлены официально. Впервые она пройдет с 14 по 17 февраля 2019 года на территории киностудии Paramount. Павильон для нее спроектирует архитектор Кулапат Янтрасаст из бюро wHY. Исполнительным директором новой ярмарки станет Беттина Коурек, журналист, арт-критик и основатель платформы по продвижению современного искусства ForYourArt, цель которой — налаживание связей между художниками, институциями и брендами — потенциальными спонсорами культурных событий. За некоммерческую программу (site-specific-инсталляции и кинопоказы) будет отвечать Али Суботник — бывший куратор Музея Хаммера, ныне сотрудничающий с этой институцией вне штата. «В Лос-Анджелесе жили и работали замечательные художники и писатели, здесь огромное количество музеев, галерей и художественных школ, играющих ключевую роль в мировом арт-процессе. Frieze LA добавит динамично развивающейся культурной среде города новое измерение», — надеется директор всех ярмарок Frieze Виктория Сиддолл. Сейчас ярмарка, организованная культовым британским журналом с тем же названием, проходит в Лондоне и Нью-Йорке. 

В 2014 году Frieze серьезно присматривалась к китайскому рынку. Основатель журнала Мэтью Слотовер приехал в страну на разведку и раздавал местной прессе оптимистичные, хотя и несколько уклончивые интервью. Кстати, примерно тогда же запустить ярмарку в Китае планировала маастрихтская TEFAF сов­местно с Sotheby’s и государственным агентством по поддержке искусства Beijing Gehua Art Company. И даже начала переговоры об этом с китайскими властями, однако через несколько месяцев отозвала свою заявку, сославшись на то, что рынок еще не созрел.

Менее крупные ярмарки действуют смелее. Парижская Pavilion of Art and Design (PAD), делающая акцент на коллекционном дизайне, 11 лет назад успешно запустила «дочку» в Лондоне, а недавно вступила во взаимовыгодный альянс со швейцарской artgenève. Первая PAD Genève прошла с 1 по 4 февраля буквально бок о бок с седьмой аrtgenève. Обе ярмарки располагались в конгресс-центре Palexpo, и посетители могли свободно переходить с одной на другую. «Мы несколько лет мечтали усилить нашу секцию дизайна, и нам показалось логичным дождаться сильного партнера, который сочтет, что мы достойны сотрудничества, — признались The Art Newspaper основатели аrtgenève Тома Юг и Лора Мейе. — Образ мыслей организаторов PAD похож на наш. У этой ярмарки человечные размеры и изысканная сценография». В свою очередь, основатель PAD Патрик Перрен заинтересован во франкоговорящем регионе Швейцарии, справедливо полагая, что местные коллекционеры легко найдут общий язык с французскими галеристами. «В самой Женеве и во всей этой части страны живет множество любителей и собирателей искусства», — говорит он.

Ведут экспансию даже небольшие нишевые ярмарки. Так, салон современного африканского искусства «1–54», запустившийся в Лондоне шесть лет назад, 24–25 февраля впервые прошел в Марракеше в легендарном отеле La Mamounia, где любил останавливаться Уинстон Черчилль. «Этот город, расположенный, так сказать, на стыке Африки, Европы и Ближнего Востока, с активно развивающейся арт-средой, идеально подходит для нас», — заявляет директор ярмарки Турия эль-Глауи, сама уроженка Марокко. Впрочем, при всем своем патриотизме иллюзий по поводу местного рынка она не питает. Лишь около 20% ВИП-коллекционеров, приглашенных на ярмарку, марокканцы. Основные надежды она возлагает на французских и бельгийских собирателей, имеющих дома в Марокко. Из 17 галерей-участниц 3 местных и 10 европейских.

Всегда готова следовать за клиентами и другая мини-ярмарка, Nomad. Как свидетельствует само ее название, она изначально была задумана «бродячей»: маршрут ее стратегически грамотно проложен между летним и зимним курортами. Впервые ярмарка состоялась в апреле прошлого года в Монте-Карло. За ней последовала вторая сессия — с 8 по 11 февраля в швейцарском Санкт-Морице. Участников было всего 20, но вполне достойных (среди них такие тяжеловесы, как миланская галерея Nilufar, лондонская David Gill и нью-йоркская Skarstedt). 

Российские ярмарки пока не в том финансовом положении, чтобы думать об экспансии за границу. Но расширяться все же пытаются. «Экспо-парк», организатор антикварных салонов, проходящих дважды в год в Центральном доме художника, не побоялся запустить новую ярмарку Russian Art & Antique Fair в Манеже — по сути тот же салон, но более гламурный и дорогой, а также дополненный секцией современного искусства. Впервые прошедший с 13 по 18 февраля, он вызвал большой интерес у коллекционеров и прессы. Удастся ли третьей в году ярмарке удержаться на рынке — покажет время.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+