18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы Роберта Фалька из разных собраний покажут в Петербурге

№61
Материал из газеты

Живопись и графику рекордсмена арт-рынка из частных коллекций объединят в KGallery

Со времени смерти Роберта Фалька (1886–1958) прошло 60 лет, и он остается одной из самых загадочных фигур в русском искусстве ХХ века. Импрессионист, сезаннист, бубнововалетовец, пейзажист и портретист, работавший в «тихой, приглушенной» манере, «формалист», посмертно осужденный Никитой Хрущевым на скандально знаменитой выставке к 30-летию МОСХа, гуру для неофициальных художников, видевших в нем образец независимого поведения. Ныне Фальк — рекордсмен и ньюсмейкер арт-рынка. В 2013 году на Sotheby’s его картина «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» с эстимейтом £2,5–3,5 млн была снята с торгов и продана, по некоторым сведениям, за £6 млн. Надо полагать, в Россию. 

К этому добавляется незаурядная биография художника. Ученик Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, преподаватель в Витебском художественном училище и Вхутемасе времен расцвета авангарда. В 1928 году художник попросил творческую командировку в Париж на полгода «для изучения классического наследия». Визит завершился в зловещем 1937-м. «Нашел когда возвращаться», — заметил по этому поводу Соломон Михоэлс, друг и соратник Фалька. Дружба с Андреем Юмашевым, летчиком, Героем Советского Союза и художником-любителем, помогла получить мастерскую в московском доме Перцовой. И чудом уцелеть во время сталинских репрессий, хотя о выставках пришлось забыть насовсем.

KGallery собрала около 40 картин и графических листов, предоставленных коллекционерами обеих столиц. Пейзаж «Весна» отвечает за раннего Фалька-импрессиониста. Натюрморты «Фрукты, белая ваза, кувшин» и «Бумажные цветы» — за Фалька-сезанниста. Картины парижского периода «Повар», «Мост Сен-Мишель», «Улица Сен-Мартен», акварельный эскиз «Индус» и его живописная версия «Индус в белом» демонстрируют ту самую фальковскую приглушенную манеру. 

Продолжением парижских поисков стали картина «Самарканд. Регистан зимой» и пастель «Узбечка», созданные во время поездки с Юмашевым по Средней Азии. Два других самаркандских пейзажа появились позже, в годы эвакуации, но сохраняют просветленную палитру. К 1941 году относится быстрый и точный акварельный портрет Михоэлса. 

В 1948 году Фальк пишет картину «Черкешенка» («Портрет Маргариты Акимовны Кушнарьянц»). Как вспоминала позднее его модель, это была не она, а что-то гораздо большее, возможно, мечта художника об идеальной женщине, воплотившаяся и в портрете Ангелины Щекин-Кротовой («На даче. Портрет в окне»), четвертой жены Фалька, хранительницы и популяризатора его наследия. Особое место на выставке занимают два портрета Валерика Фалька, сына художника. Акварельный относится к счастливым парижским 1930-м годам, живописный — к 1941-му, когда «совсем чудный мальчик» стал мужчиной, отвечающим за свое военное поколение.  

KGallery
Роберт Фальк из частных собраний
2 марта – 15 апреля 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+