18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Фонде Prada реконструировали искусство эпохи Муссолини

№60
Материал из газеты

Знаменитый куратор Джермано Челант предлагает свой взгляд на культуру Италии при диктаторе

Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был далеко не чужд политики. Итальянскому поэту покровительствовал лично Бенито Муссолини, окрестивший его «пламенным фашистом». Фигура Маринетти стала отправной точкой выставки Джермано Челанта в Фонде Prada в Милане под названием «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», где первая часть названия — строка из футуристической поэмы Маринетти. Цель проекта — воссоздание панорамы художественной жизни Италии при Муссолини. Это не первая историческая реконструкция Челанта. В 2013 году в Фонде Prada в Венеции он воссоздал легендарную выставку концептуального искусства «Когда отношения становятся формой» 1969 года Харольда Зеемана.

Для миланской выставки Челант обошел более 20 публичных и частных коллекций, в библиотеках и разных фондах поднял целый пласт архивных материалов, свидетельствующих о неоднозначных отношениях между художниками, политиками, идеологами, коллекционерами и публикой в фашистской Италии. Документам Челант отводит в своих проектах равноценную с произведениями искусства роль, считая, что они позволяют «создать подлинную историю, а не оторванную от реальности теоретическую трактовку артефакта». Именно с этой целью все произведения на выставке сопровождаются историческими фотографиями, письмами, рецензиями в прессе. В основе такого подхода лежит идея французского философа Жака Рансьера, считающего, что искусство создается в конкретном историко-культурном контексте, а не в отрыве от него. И в этом смысле политическое и эстетическое неразделимы.

Челант отобрал для показа более 500 произведений (живопись, скульптура, рисунки, фотографии, плакаты, предметы мебели, архитектурные проекты и макеты) более 100 авторов. Здесь весь цвет итальянского искусства первой половины ХХ века. Джакомо Балла, Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти, Джорджо Моранди, Филиппо де Пизис, Джино Северини, Марио Сирони — художники порой радикально расходящиеся по своим политическим и эстетическим предпочтениям. Как и течения, к которым они примыкали. Футуризм, «Валори пластичи», «Новеченто», «Скуола романа», «Корренте» — плюрализм художественных направлений создавал ту живую культурную сцену, где авангард сосуществовал с «возвратом к порядку», эксперименты — с реализмом, интимность — с пропагандой. 

Дизайн экспозиции с реконструкцией самых заметных выставок эпохи, в частности римской «Выставки фашистской революции 1932 года», открытой лично Муссолини (и которую посетило около 4 млн человек), создавался вместе с нью-йоркской студией «2x4». Не забыты в экспозиции и интеллектуалы того времени — как курировавшая при Муссолини культурную политику Маргерита Сарфатти, так и противники режима, например эмигрировавший из Италии историк искусств Лионелло Вентури или заточенный в тюрьму коммунист Антонио Грамши. Кстати, Музей Новеченто в Милане посвятит Маргерите Сарфатти этой осенью отдельную выставку. 

Фонд Prada
Post Zang Tumb Tuuum. Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943
До 25 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+