18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Фонде Prada реконструировали искусство эпохи Муссолини

№60
Материал из газеты

Знаменитый куратор Джермано Челант предлагает свой взгляд на культуру Италии при диктаторе

Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был далеко не чужд политики. Итальянскому поэту покровительствовал лично Бенито Муссолини, окрестивший его «пламенным фашистом». Фигура Маринетти стала отправной точкой выставки Джермано Челанта в Фонде Prada в Милане под названием «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», где первая часть названия — строка из футуристической поэмы Маринетти. Цель проекта — воссоздание панорамы художественной жизни Италии при Муссолини. Это не первая историческая реконструкция Челанта. В 2013 году в Фонде Prada в Венеции он воссоздал легендарную выставку концептуального искусства «Когда отношения становятся формой» 1969 года Харольда Зеемана.

Для миланской выставки Челант обошел более 20 публичных и частных коллекций, в библиотеках и разных фондах поднял целый пласт архивных материалов, свидетельствующих о неоднозначных отношениях между художниками, политиками, идеологами, коллекционерами и публикой в фашистской Италии. Документам Челант отводит в своих проектах равноценную с произведениями искусства роль, считая, что они позволяют «создать подлинную историю, а не оторванную от реальности теоретическую трактовку артефакта». Именно с этой целью все произведения на выставке сопровождаются историческими фотографиями, письмами, рецензиями в прессе. В основе такого подхода лежит идея французского философа Жака Рансьера, считающего, что искусство создается в конкретном историко-культурном контексте, а не в отрыве от него. И в этом смысле политическое и эстетическое неразделимы.

Челант отобрал для показа более 500 произведений (живопись, скульптура, рисунки, фотографии, плакаты, предметы мебели, архитектурные проекты и макеты) более 100 авторов. Здесь весь цвет итальянского искусства первой половины ХХ века. Джакомо Балла, Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти, Джорджо Моранди, Филиппо де Пизис, Джино Северини, Марио Сирони — художники порой радикально расходящиеся по своим политическим и эстетическим предпочтениям. Как и течения, к которым они примыкали. Футуризм, «Валори пластичи», «Новеченто», «Скуола романа», «Корренте» — плюрализм художественных направлений создавал ту живую культурную сцену, где авангард сосуществовал с «возвратом к порядку», эксперименты — с реализмом, интимность — с пропагандой. 

Дизайн экспозиции с реконструкцией самых заметных выставок эпохи, в частности римской «Выставки фашистской революции 1932 года», открытой лично Муссолини (и которую посетило около 4 млн человек), создавался вместе с нью-йоркской студией «2x4». Не забыты в экспозиции и интеллектуалы того времени — как курировавшая при Муссолини культурную политику Маргерита Сарфатти, так и противники режима, например эмигрировавший из Италии историк искусств Лионелло Вентури или заточенный в тюрьму коммунист Антонио Грамши. Кстати, Музей Новеченто в Милане посвятит Маргерите Сарфатти этой осенью отдельную выставку. 

Фонд Prada
Post Zang Tumb Tuuum. Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943
До 25 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+