18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Холокост, БДСМ и поп-арт смешались в романе Бориса Лурье

№60
Материал из газеты

Нью-Йорк 1970-х вдохновил художника на фантасмагорический роман «Дом Аниты», который был издан лишь после смерти автора

Помните кинокартину «Слуга»? Режиссер Джозеф Лоузи со сценаристом Гарольдом Пинтером сконструировали мерзкий и уютный мир долгих сатурналий, мир не платоновских половин, а декадентских руин, который не может без рабского труда и вот-вот обрушится горой грязной посуды. Скандальная фантасмагория Бориса Лурье зиждется, в общем, на тех же опорах: насилии и сексуальности. Рассказчик-слуга («автомат обслуживания») не без удивления регистрирует свое состояние: «Казалось, что рассудок покинул физические пределы тела, а убежденность в том, что я исполняю невозможное, перевешивала физическое знание о том, что невозможное невыполнимо».

Автор необычного романа, опубликованного посмертно, не был писателем. Борис Лурье (1924–2008), уроженец СССР, узник нацистских лагерей, был нью-йоркским художником и одним из проповедников «не искусства». «Дом Аниты» он начал писать в 1970-е годы и едко критиковал популярный поп-арт: «Я не представляю ничего важного… но приношу чистоту… ну… э… иногда я даже рисую… занятно смотреть, как перо скользит по бумаге… иногда вырезаю картинки… ну… я люблю богатых… э… они создают искусство, когда пишут в чековых книжках» (очевидная пародия на Энди Уорхола).

Не таким был Лурье, и в литературе оставшийся мастером психодраматического портрета: «Мертвая личинка внезапно превращается в яркую гротескную бабочку. Вспышка радости длится не более полуминуты. Затем возвращается невозмутимость, и лишь кадык скачет в горле, а голубые глаза еще глубже западают в глазницы». Автор описывает лицо человека, прошлое которого подобно метеору, летящему из космоса, чтобы врезаться в землю. В нью-йоркской квартире смотрит он на себя в зеркало: «Служащий выглядит измотанным, но все еще молодым. Одно плечо слегка скошено, будто сломано. Подозрительно торчит живот: недостает тяжелой работы, упорных упражнений — администрация должна заставить его работать усердней. Он сгорблен словно под невыносимым бременем».

В середине романа из шкафа вытаскивают почти что скелет: кожа да кости, в гниющих шрамах, с пулевым отверстием между бровей. Это останки «еврейского раба», книга становится аллегорией иудейских войн ХХ века. После холокоста пишет Лурье, потерявший мать, сестру, бабушку и возлюбленную: «Сколько часов он мог просидеть со мной на диване. В темноте, обнимая за плечи, и все… А потом этот еврей спас свой жалкий труп и выбрал участь слуги и раба! А меня погнали по морозу в Румбульский лес и бросили голую на снег». Известны случаи, когда из голов убитых узников лагерей нацисты делали сувенирные бюсты. И вот уже искусствоведа Гольдпейера превращают в полку для книг, а некогда Хозяйку Джуди Стоун — в полустатую, покрытую татуировками и увечьями, запертую в клетку, с маской на лице (эту маску можно увидеть на обложке русского издания книги).

Вероятно, трагедию холокоста невозможно художественно осмыслить в рамках реализма. В недавнем фильме «Сын Саула» Ласло Немеш погружает героя, влюбленного в умерщвленного в газовой камере мальчика, в сюрреалистическую тьму. Там показывают фокус с двумя кепками, немецкий офицер исполняет еврейский танец, русские пленные показательно бунтуют. Лурье предпочел сексуально-садистический бурлеск. Писатель и художник Петер Вайс называл свое творчество «визитом к умершим», его «дознания» убеждают в том, что угнетенные и угнетатели действительно одной породы и жертва должна поставить себя на место преступников или их соучастников.

Сходную этическую и эстетическую задачу решает в книге и Лурье, наполняя грубое повествование изысканными аллюзиями. Госпожа Анита превращается в корову, точно Пасифая, которой мастер Дедал придумал муляж коровы для соития с быком. БДСМ-оргия сопровождается поеданием мяса, вырезанного из тела рассказчика Бобби — венецианского купца ХХ века, торговца бедой. Исход в Израиль становится рискованным трансатлантическим перелетом из горящего Нью-Йорка — Содома наших дней. Рай земной находится в коммунистической Албании и управляется Аристофановыми птицами.

Несколько слов надо сказать и об историческом мифотворчестве Лурье. Он определенно восхищался Сталиным — «стальным человеком, положившим на лопатки капрала». Но к строительству социализма относился с издевкой: «Мы не одобряем разделения общества на Хозяев и рабов. Все мы друзья! Но если существование рабов и Хозяев служит Действию, мы должны принять его безоговорочно!»

И все это нагромождение невероятностей и непристойностей представляет собой лишь декорацию человеческой трагедии. Жизнь автора — извилистая, тернистая дорога, по которой бредет он ночью, взвалив на себя тяжелые узлы, холсты, рукописи, бредет от одной темной виллы к другой: там живет его мертвая мать, здесь — мертвая Любовь. У них навсегда 1941 год, у нас — 2018-й. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+