Богатое культурное наследие Строгановых собрано в одной книге

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи

Строгановы были крупнейшими землевладельцами на Урале с XVI века и вплоть до 1917 года. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Строгановы были крупнейшими землевладельцами на Урале с XVI века и вплоть до 1917 года.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи. О них всегда говорили как об одной из главных движущих сил экономического развития страны, влияющих на ее геополитику. Достаточно вспомнить Ермака: в сибирский поход казачий атаман отправился на средства Строгановых, заинтересованных в продвижении своей вотчины на восток.

О важной стороне деятельности этой фамилии подробно рассказывается в новом издании «Вклад: Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края», вышедшем в программе «Первая публикация» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это обзор целой династической цивилизации, призванный напомнить о величине и разнообразии вклада Строгановых в развитие русского искусства. Такого еще не было — выходили труды, посвященные лишь отдельным сторонам строгановского наследия.

Строгановы варили соль, плавили железо, гнались за дворянским титулом — и при этом создавали «будущее галерей и музеев», хотя категории музейной культуры в их настоящем отсутствовали. Выращивали жемчуг, открывали иконописные и швейные мастерские, строили храмы, многие из которых стоят до сих пор, послужив источником открытий для нескольких поколений искусствоведов.

Особенно щедрыми и последовательными были вклады Строгановых в Благовещенский собор Сольвычегодска. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Особенно щедрыми и последовательными были вклады Строгановых в Благовещенский собор Сольвычегодска.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Представители династии в разные годы приходили на новые места и сразу же заполняли их. Не только промышленным производством, но и тем, что было для них дорого, ценно и при этом направлено в будущее. «Прогрессоры», создатели культуры, Строгановы никогда не разменивались на посредственное, имеющее лишь бытовое, сиюминутное предназначение. Только лучшее, только передовое, опережающее время — и могущее служить следующим поколениям. Служить не в прикладном смысле, а в смысле духовной славы, в «жизнь будущего века».

Усилиями одной династии, нескольких ветвей одной семьи была создана устойчивая цивилизация, которая не исчезла даже тогда, когда после революции 1917 года исчезало чуть ли не все. Шедевры неуничтожимы. Строгановская школа иконописи известна не хуже, чем московская и новгородская. Лицевое шитье, ювелирное производство и многое другое из фамильного наследия было и остается такого высокого уровня, что не могло просто взять и сгинуть в одночасье, не могло вдруг забыться. 

Строгановы позаботились, чтобы этого не произошло. Любой артефакт, дошедший до нас в музейных собраниях Сольвычегодска и Пермского края, атрибутирован благодаря подробным вкладным надписям создателей и заказчиков, составленным настолько профессионально, что представителей древнего рода хочется назвать гениальными арт-кураторами. Каждая вещь здесь — это не только символический объект, но и носитель информации о конкретных людях, событиях, местах.

Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII вв. в музеях Сольвычегодска и Пермского края. Пермь: Пермская государственная художественная галерея, 2017. 728 с.
Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII вв. в музеях Сольвычегодска и Пермского края. Пермь: Пермская государственная художественная галерея, 2017. 728 с.

Вклады — таково название всего, что Строгановы оставили потомкам. Это синоним донаций, вложений, инвестиций. Оставленное ими можно увидеть, и многое из этого отражено в издании. С такой позиции книга — удобный рабочий инструмент для любого исследователя старины. 

Конструктивисты первой трети XX века переосмысливали древнерусское искусство, черпая вдохновение в иконописи, когда формулировали свои принципы отражения мира. Если бы династия Строгановых не прервалась в 1923 году со смертью последнего представителя рода, то они нашли бы общий язык. Объединили бы их устремленность в будущее, желание запечатлеть то, что не истачивается временем. 

Художественное решение книги парадоксальным образом напоминает архитектурное строение в стиле конструктивизма, поднимающее героев над временем, в котором они жили, и пространством, которое осваивали. Оно точно передает контекст того метафизического мира, куда «именитые люди» стремились попасть — и попали. Название этому миру — вечность.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+