18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Богатое культурное наследие Строгановых собрано в одной книге

№60
Материал из газеты

Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи

Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи. О них всегда говорили как об одной из главных движущих сил экономического развития страны, влияющих на ее геополитику. Достаточно вспомнить Ермака: в сибирский поход казачий атаман отправился на средства Строгановых, заинтересованных в продвижении своей вотчины на восток.

О важной стороне деятельности этой фамилии подробно рассказывается в новом издании «Вклад: Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края», вышедшем в программе «Первая публикация» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это обзор целой династической цивилизации, призванный напомнить о величине и разнообразии вклада Строгановых в развитие русского искусства. Такого еще не было — выходили труды, посвященные лишь отдельным сторонам строгановского наследия.

Строгановы варили соль, плавили железо, гнались за дворянским титулом — и при этом создавали «будущее галерей и музеев», хотя категории музейной культуры в их настоящем отсутствовали. Выращивали жемчуг, открывали иконописные и швейные мастерские, строили храмы, многие из которых стоят до сих пор, послужив источником открытий для нескольких поколений искусствоведов.

Представители династии в разные годы приходили на новые места и сразу же заполняли их. Не только промышленным производством, но и тем, что было для них дорого, ценно и при этом направлено в будущее. «Прогрессоры», создатели культуры, Строгановы никогда не разменивались на посредственное, имеющее лишь бытовое, сиюминутное предназначение. Только лучшее, только передовое, опережающее время — и могущее служить следующим поколениям. Служить не в прикладном смысле, а в смысле духовной славы, в «жизнь будущего века».

Усилиями одной династии, нескольких ветвей одной семьи была создана устойчивая цивилизация, которая не исчезла даже тогда, когда после революции 1917 года исчезало чуть ли не все. Шедевры неуничтожимы. Строгановская школа иконописи известна не хуже, чем московская и новгородская. Лицевое шитье, ювелирное производство и многое другое из фамильного наследия было и остается такого высокого уровня, что не могло просто взять и сгинуть в одночасье, не могло вдруг забыться. 

Строгановы позаботились, чтобы этого не произошло. Любой артефакт, дошедший до нас в музейных собраниях Сольвычегодска и Пермского края, атрибутирован благодаря подробным вкладным надписям создателей и заказчиков, составленным настолько профессионально, что представителей древнего рода хочется назвать гениальными арт-кураторами. Каждая вещь здесь — это не только символический объект, но и носитель информации о конкретных людях, событиях, местах.

Вклады — таково название всего, что Строгановы оставили потомкам. Это синоним донаций, вложений, инвестиций. Оставленное ими можно увидеть, и многое из этого отражено в издании. С такой позиции книга — удобный рабочий инструмент для любого исследователя старины. 

Конструктивисты первой трети XX века переосмысливали древнерусское искусство, черпая вдохновение в иконописи, когда формулировали свои принципы отражения мира. Если бы династия Строгановых не прервалась в 1923 году со смертью последнего представителя рода, то они нашли бы общий язык. Объединили бы их устремленность в будущее, желание запечатлеть то, что не истачивается временем. 

Художественное решение книги парадоксальным образом напоминает архитектурное строение в стиле конструктивизма, поднимающее героев над временем, в котором они жили, и пространством, которое осваивали. Оно точно передает контекст того метафизического мира, куда «именитые люди» стремились попасть — и попали. Название этому миру — вечность.  

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+