Шемякин в камне

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Ювелирный дом Sasonko представил три камнерезные миниатюры, созданные по эскизам Михаила Шемякина

Михаил Шемякин. «Птица». Золото, серебро, яшма, кахолонг, лазурит, пироп, золочение. Фото: Sasonko
Михаил Шемякин. «Птица». Золото, серебро, яшма, кахолонг, лазурит, пироп, золочение.
Фото: Sasonko

Сотрудничество ювелирного дома Sasonko с художником Михаилом Шемякиным — проект, которому трудно найти аналог среди российских марок и их коллабораций с деятелями искусства. Шемякин — художник, скульптор, искусствовед, сценограф, педагог и мемуарист, инициатор культурных проектов, фигура многогранная и даже скандальная, высланный из СССР и нашедший признание сначала в Париже, а потом и во всем мире. Привлечь к работе личность такого масштаба — мечта любого современного бренда. Дому Sasonko это удалось, и коллекции, созданные по эскизам легендарного нонконформиста, пользуются чуть ли не такой же популярностью, как и его художественные произведения.

Значимый период жизни Михаила Шемякина (до 1971 года, когда он был выслан из страны) связан с Петербургом-Ленинградом. Вероятно, поэтому в жизни и творчестве он вновь и вновь возвращается к городу своей юности. «Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир — мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие 1960-е годы...» Сегодня в Северной столице установлены его монументы Петру I в Петропавловской крепости, жертвам политических репрессий («Метафизические сфинксы») и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга в Сампсониевском саду. 

Многогранность натуры мастера находит выражение и в ювелирном и камнерезном искусстве. «Я рисую очень быстро, очень жестко. Мой идеал руки художника — это рука глазного хирурга», — говорит Шемякин. Этот подход отражается в отточенных скульптурных силуэтах камнерезных миниатюр «Нос», «Птица» и «Заяц» из полудрагоценных камней, оттененных серебром и золотом, из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», изготовленных ювелирным домом Sasonko по эскизам Шемякина.
Миниатюра «Нос» — это персонаж с причудливым носом, напоминающем о герое Гоголя, слишком длинным, закрученным, непропорциональным. В этом отталкивающе-привлекательном «слишком» проявляется узнаваемое шемякинское видение создателя фантасмагорий, подчиняющих реальность воображению и эстетическим канонам художника. 

У миниатюры «Нос» много общего с «Птицей», зооморфным образом некоего господина — от стилизации форм бюстов из коричневой яшмы до тончайших деталей: золотых эполетов, резных белых жабо и париков из кварца и кахолонга.

В третьей миниатюре фигура человека соединена с головой животного. Композицию «Заяц» характеризует определенная несоразмерность тела и конечностей, странность одежды, обуви, шляпы. Художник вновь показывает персонажа другого, сконструированного им гротескного, аллегорического мира. Фигурка из яшмы, лазурита, кахолонга и серебра возвышается на круглом плинте из темного обсидиана. 

Каждая фигурка имеет на серебряных элементах нанесенный лазерной гравировкой авторский знак — метафизический в своей основе, узнаваемый шемякинский символ «Дух рыцаря», созданный им в результате изучения ритуальных масок народов мира. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+