18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серебряный лик

№60
Материал из газеты

Работа Владимира Михайлова из ограниченной серии посвящена одному из главных символов Петербурга

Казанский кафедральный собор по праву считается одним из главных символов Северной столицы. Он назван в честь Казанской иконы Божией Матери, сыгравшей немаловажную роль в российской истории. Именно ему посвятил свое произведение из ограниченной серии художник-ювелир Владимир Михайлов.

Великая святыня — Казанская икона Божией Матери была обретена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города. По легенде, Пресвятая Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне Онучиной и сама указала место на пепелище, где нужно искать ее образ. 

Чудом сохранившаяся в пламени пожара икона была перенесена в ближайший храм Святителя Николая, а затем в Благовещенский собор. Во время шествия исцеление получили слепые Иосиф и Никита. С того времени у иконы начали совершаться чудеса. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед святым образом, после чего, как принято верить,  враг и был повержен. Позже указом Петра икона была перенесена в Санкт-Петербург с благословения духовного наставника и друга царя воронежского епископа Митрофана. Он предсказал, что икона станет покровительницей и заступницей Петербурга и, пока образ будет находиться в городе, враг в него не вступит. 

Почти столетие Казанская икона не имела постоянного пристанища, ее переносили из одной церкви в другую, освящая тем самым весь Санкт-Петербург. В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект храма, а в 1801 году уже по указу его сына Александра I был заложен кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор, своей колоннадой отсылающий к собору Святого Петра в Риме, возводился по проекту Андрея Воронихина на месте церкви Рождества Богородицы. Строительство продолжалось десять лет и было окончено в 1811 году. С тех пор Казанский собор, одно из самых красивых сооружений Санкт-Петербурга, хранит почитаемый образ.

Работа Владимира Михайлова, посвященная собору и его главной святыне, дополняет коллекцию изделий, которые художник создает для особенных случаев. В ограниченной серии есть, к примеру, уникальная икона «Воскресение Господне», которая прячется в бутоне розы из серебра, и невероятный «Календарь двунадесятых праздников», который представляет собой миниатюрный сборник евангельских сюжетов на праздничном аналое. 

В центре новой работы над развернутым к зрителю фасадом Казанского собора с колоннадой, как в алтаре, возвышается икона — чудотворный лик Богородицы с Христом, слегка склонившей голову в сторону восседающего у нее на руках Богомладенца. Взгляды Богородицы и Христа обращены к молящимся, выражая особую полноту общения Бога и его творения — человека. Оборотная сторона изделия имеет духовный и символический характер. Среди пышного орнамента, оплетающего контур иконы, изображен восьмиконечный православный крест, аллегорически отражая Древо жизни среди цветения райского сада. Пьедестал иконы украшен элементами каменной рустики и узорной оградой. Венчает чудотворный образ маковка с крестом, придавая произведению облик храма. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+