18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серебряный лик

№60
Материал из газеты

Работа Владимира Михайлова из ограниченной серии посвящена одному из главных символов Петербурга

Казанский кафедральный собор по праву считается одним из главных символов Северной столицы. Он назван в честь Казанской иконы Божией Матери, сыгравшей немаловажную роль в российской истории. Именно ему посвятил свое произведение из ограниченной серии художник-ювелир Владимир Михайлов.

Великая святыня — Казанская икона Божией Матери была обретена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города. По легенде, Пресвятая Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне Онучиной и сама указала место на пепелище, где нужно искать ее образ. 

Чудом сохранившаяся в пламени пожара икона была перенесена в ближайший храм Святителя Николая, а затем в Благовещенский собор. Во время шествия исцеление получили слепые Иосиф и Никита. С того времени у иконы начали совершаться чудеса. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед святым образом, после чего, как принято верить,  враг и был повержен. Позже указом Петра икона была перенесена в Санкт-Петербург с благословения духовного наставника и друга царя воронежского епископа Митрофана. Он предсказал, что икона станет покровительницей и заступницей Петербурга и, пока образ будет находиться в городе, враг в него не вступит. 

Почти столетие Казанская икона не имела постоянного пристанища, ее переносили из одной церкви в другую, освящая тем самым весь Санкт-Петербург. В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект храма, а в 1801 году уже по указу его сына Александра I был заложен кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор, своей колоннадой отсылающий к собору Святого Петра в Риме, возводился по проекту Андрея Воронихина на месте церкви Рождества Богородицы. Строительство продолжалось десять лет и было окончено в 1811 году. С тех пор Казанский собор, одно из самых красивых сооружений Санкт-Петербурга, хранит почитаемый образ.

Работа Владимира Михайлова, посвященная собору и его главной святыне, дополняет коллекцию изделий, которые художник создает для особенных случаев. В ограниченной серии есть, к примеру, уникальная икона «Воскресение Господне», которая прячется в бутоне розы из серебра, и невероятный «Календарь двунадесятых праздников», который представляет собой миниатюрный сборник евангельских сюжетов на праздничном аналое. 

В центре новой работы над развернутым к зрителю фасадом Казанского собора с колоннадой, как в алтаре, возвышается икона — чудотворный лик Богородицы с Христом, слегка склонившей голову в сторону восседающего у нее на руках Богомладенца. Взгляды Богородицы и Христа обращены к молящимся, выражая особую полноту общения Бога и его творения — человека. Оборотная сторона изделия имеет духовный и символический характер. Среди пышного орнамента, оплетающего контур иконы, изображен восьмиконечный православный крест, аллегорически отражая Древо жизни среди цветения райского сада. Пьедестал иконы украшен элементами каменной рустики и узорной оградой. Венчает чудотворный образ маковка с крестом, придавая произведению облик храма. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+