18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Советские вожди, московские студентки эпохи оттепели и нонконформисты

Первые в новом году торги аукционного дома «Совком» состоятся 8 февраля в 19:00 в зале по адресу улица Щепкина, 28

На аукционе максимально широко представлено русское искусство ХХ века: каталог открывается эскизами костюмов, выполненных мирискусником Александром Бенуа (эстимейт $2,5–5 тыс.), и завершается живописью яркой представительницы «левого МОСХа» Натальи Нестеровой ($4–7 тыс. и $10–15 тыс.).

Среди произведений первой половины ХХ века стоит выделить эффектный пейзаж «В Венеции» Константина Горбатова, оцененный в $120–180 тыс. (в случае продажи, возможно, станет самым дорогим лотом аукциона), а также графический «Кисловодск» 1930-х годов, написанный Аристархом Лентуловым (эстимейт $20–30 тыс.). Ценителям обнаженной натуры наверняка понравятся ню Виталия Тихова, написанные в 1920–1930-х годах.

Впрочем, костяк составляет именно советское искусство, но представленное очень широко: здесь и работы классиков соцреализма вроде Александра Герасимова и Людмилы Скубко-Карпас, и замечательная подборка видов Москвы и Ленинграда, и лиричные пейзажи художников владимирской школы. Среди топ-лотов аукциона — «Интересная радиопередача» Людмилы Скубко-Карпас, хрестоматийный пример советской жанровой картины в духе Федора Решетникова и Александра Лактионова (эстимейт $100–150 тыс.). Почти так же, в $100–130 тыс., оценено и метровое полотно Александра Герасимова 1948 года «И.В.Сталин и А.М.Горький на прогулке». Кроме него, в каталоге есть еще несколько образов советских вождей, созданных другими художниками: Николаем Волковым, Ильей Татишвили и Алексеем Солодковым.

Особое место занимают городские пейзажи, в первую очередь это изображения Москвы и Ленинграда 1940–1960-х годов, созданные Ильей Кацем, Валентином Поляковым, Игорем Пудовым, Антониной Ромодановской, Николаем Соловьевым, Александром Цесевичем и другими. В этом ряду хочется выделить эскиз росписи аванзала советской выставки в Пекине под названием «Москва-столица», выполненный Игорем Радоманом и оцененный в $10–15 тыс. Еще одно направление коллекционирования — традиционно яркие, экспрессивные деревенские пейзажи владимирских мастеров Владимира Юкина и Кима Бритова, созданные во второй половине 1960-х годов. За советский ориентализм отвечают Николай Карахан, Баки Урманче и Виктор Уфимцев. Есть и небольшая подборка на тему спорта: графика Михаила Ройтера и Леонида Сойфертиса, живопись Петра Богачева, Нины Сергеевой.

Наряду с живописью и графикой в каталоге зимнего аукциона можно обнаружить скульптуру, причем самую разную: например, одну из версий «Похищения Европы» Валентина Серова, выполненную в бронзе в 1910-х годах (эстимейт $18–25 тыс.), или бронзового Мао Цзэдуна 1956 года Альберта Чаркина (эстимейт $15–25 тыс.).

Кроме того, 8 февраля на торгах «Совкома» можно будет приобрести произведения нонконформистов, а также художников «новой волны». Неофициальное советское искусство представлено шестидесятниками Анатолием Зверевым, Владимиром Немухиным, Оскаром Рабиным и другими. В каталоге есть и работы следующего поколения — Георгия Гурьянова и Тимура Новикова.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+