18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Оцифровать значит сохранить

№60
Материал из газеты

Десять крупнейших музеев и культурных институций мира, в том числе Эрмитаж, подписали декларацию о сотрудничестве «Воспроизведение искусства и культурного наследия», апеллирующую к цифровым технологиям

В мире объединяют усилия по сохранению культурного наследия. Эту глобальную цель преследует подписанная в Музее Виктории и Альберта (V&A) международная декларация, касающаяся вопросов цифрового воспроизведения, документирования и в некоторых случаях копирования произведений искусства. Документ под названием ReACH (Reproduction of Art and Cultural Heritage — «Воспроизведение искусства и культурного наследия») в декабре 2017 года подписали ЮНЕСКО, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Дворцовый музей (Пекин), Институт Варбурга (Лондон), Институт по сохранению культурного наследия Йельского университета (Нью-Хейвен), Лувр (Париж), Музей Ближнего Востока (Берлин), Смитсоновский институт (Вашингтон), V&A (Лондон) и художественный фонд Factum Arte (Мадрид). Вскоре, как ожидается, к нему присоединятся и другие музеи. 

Идею подсказала выставка V&A на Венецианской архитектурной биеннале в 2016 году: экспозиция «Хрупкий мир» на пике террористической активности ИГИЛ (запрещенная в России организация. — TANR) исследовала, как копии могут помочь сохранить культурное наследие, находящееся под угрозой, причем не только из-за войн, но и в связи с природными катаклизмами, изменением климата, последствиями массового туризма и просто течением времени.

Разработка ReACH была приурочена к 150-летней годовщине первой международной конвенции «о распространении по всему миру воспроизведений предметов искусства и использовании гипсовых слепков, фотографий и гальванопластики во благо музеев всех стран», которая была подписана в 1867 году в Эрмитаже. Финансовую поддержку процессу оказал российский фонд Зиявудина Магомедова «Пери», который прошедшим летом поддержал конференцию на ту же тему в Эрмитаже. «Тема не новая, она волновала единомышленников еще 150 лет назад, — сказал на ней Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, — но остается актуальной в современной Европе. Особенно сейчас, когда в мире гибнут памятники, мы призваны защищать культурное наследие, сохранить его для будущих поколений». 

Нынешняя редакция декларации принимает во внимание огромные возможности современных цифровых технологий, среди которых изображения ультравысокого разрешения, трехмерная печать, виртуальная реальность (VR) — все то, чему музеи исправно обучает Google Arts & Culture. В центре внимания ReACH — вопрос о создании цифровых копий работ при их документировании, особенно там, где произведения искусства оказались под угрозой разрушения или уничтожения. Директор V&A Тристрам Хант по этому поводу заметил, что обсуждение проблемы не должно ограничиться вопросами цифрового репродуцирования в западных странах. «Мы хотим глобального диалога, в первую очередь касающегося культурного наследия, оказавшегося в сложных обстоятельствах», — уточнил он.

Второй пункт декларации призывает поощрять учреждения культуры и отдельных граждан, создающих цифровой контент при условии открытого доступа к нему «для личного использования, некоммерческих исследований, образовательных и научных целей». Не ускользнула от внимания ReACH и проблема устаревания оборудования и программ — в будущем разработают стандарты, которые будут пересматриваться по мере развития технологий. В декларации подчеркивается, что сторонам, занятым цифровым воспроизведением или копированием предметов искусства, необходимо сотрудничать «для разработки систем, позволяющих обмениваться данными в границах всего мира». При подготовке текста рабочая группа ReACH активно консультировалась с международными экспертами по практическим вопросам: например, по поводу платформ для совместного использования архивов (Google, Wikimedia или другие).

В правовой области декларация затрагивает проблемы прав на воспроизведение работ, признания авторства, выплаты гонораров, лицензирования и борьбы с copyfraud — ложными претензиями авторов или учреждений в отношении произведений, признанных общественным достоянием; в этической сфере — то, как должны быть сделаны репродукции, чтобы не путать их с оригиналами.

На декабрьской конференции, посвященной подготовке текста декларации, много говорили о собственниках цифровых изображений и цитировали теоретика архитектуры Дэвида Гиссена, который считает, что ныне в 95% случаев наше первое знакомство с произведением искусства происходит по его цифровому воспроизведению. Это значит, что культурным институциям просто необходимо позаботиться о том, чтобы их коллекции были доступны в Сети, и не пытаться ограничивать права на использование изображений. 

Так, Мерете Сандерхофф из Государственного музея искусств в Копенгагене (SMK) рассказала, как они с коллегами отреагировали, увидев принадлежащие музею картины в сериале «Она же Грейс» (снят в 2017 году по роману Маргарет Этвуд): не стали суетиться и настаивать на упоминании в титрах, а просто добавили подробности про эти картины в статью о сериале в Википедии и получили гораздо больше пиара. SMK также предоставляет изображения музейных работ мобильным приложениям, чтобы можно было превращать их в новые произведения искусства.

Еще одним новатором музейного мира в области цифровых технологий считается амстердамский Рейксмузеум. Действующий с 2012 года проект Rijksstudio сегодня позволяет получить информацию и скачать в высоком разрешении фото 602 тыс. экспонатов из почти миллионной коллекции. Изображения можно использовать в любых целях, в том числе коммерческих. А еще музей, что весьма нетипично, не скрывает стоимость оцифровки — около €1,5 млн в год.

Высокая стоимость работ по оцифровке породила некое брожение в среде музейщиков. Например, директор V&A Тристрам Хант в недавнем интервью газете Times обратил внимание на то, какой это дорогостоящий процесс. «В музейном мире живо обсуждают опыт Метрополитен-музея и объем его инвестиций в оцифровку коллекции, ведь таким образом изымаются средства из других сфер музейной жизни», — отметил он. Между тем в рейтинге музеев, решивших выложить свои коллекции в Сеть, V&A находится среди лидеров. Описания почти всех из 1,2 млн экспонатов сегодня уже доступны онлайн, при этом 475 тыс. из них помещены в Интернет с изображениями. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+