Разыскиваются хозяева сокровищ Гурлитта

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Два музея, в Бонне и швейцарском Берне, выставляют сенсационную «коллекцию Гурлитта» в надежде на то, что обнаружатся наследники работ, конфискованных нацистами

Август Маке. «Парк в Оберхофене». 1914. Фото: Kunstmuseum Ber
Август Маке. «Парк в Оберхофене». 1914.
Фото: Kunstmuseum Ber

Рисунок Адольфа Менцеля на выставке «Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» в Бундес­кунстхалле в Бонне — одно из немногих здесь произведений, происхождение которого известно. Он был на десятилетия спрятан в мюнхенском доме затворника Корнелиуса Гурлитта, тайно владевшего более чем 1,4 тыс. произведений искусства, обнаруженных в 2011 году и ставших сенсацией. Год назад этот рисунок, проданный под давлением за бесценок его владельцем в 1938 году арт-дилеру Хильдебранду Гурлитту, вернули его законной наследнице. «Для нас очень важно рассказать человеческие истории, стоящие за этими работами, в большинстве принадлежавшими евреям, у которых они были экспроприированы нацистами», — говорит Рейн Вольс, директор Бундескунстхалле с надеждой, что на выставку откликнутся и другие наследники. Параллельно с боннским показом в Берне открылась выставка «Гурлитт. Дегенеративное искусство. Конфисковано и продано». Они разные по концепции. Первая — о принудительном изъятии искусства у частных владельцев, вторая — о кампании гитлеровцев против «дегенеративного искусства», изъятого из музеев. Хильдебранд Гурлитт был одним из четырех арт-дилеров, которым нацистами было разрешено продавать эти конфискованные работы за границу за твердую валюту. У него было свое представительство в Гамбурге, он также торговал в оккупированном Париже, покупая вещи и для себя, и для будущего, так и не реализованного музея Адольфа Гитлера в Линце. 

Отто Грибель. «Ипподром». 1923. Фото: Kunstmuseum Ber
Отто Грибель. «Ипподром». 1923.
Фото: Kunstmuseum Ber

Коллекция Хильдебранда после его смерти перешла сыну Корнелиусу. Когда в 2014 году он скончался, неожиданным бенефициаром его завещания стал Художественный музей в Берне, оказавшийся перед дилеммой, что со всем этим следует делать дальше. 

Конрад Феликсмюллер. «Пара на фоне пейзажа». 1921. Фото: Kunstmuseum Ber
Конрад Феликсмюллер. «Пара на фоне пейзажа». 1921.
Фото: Kunstmuseum Ber

Семья Гурлитта опротестовала завещание Корнелиуса, аргументируя это тем, что он, будучи в очень преклонном возрасте, не мог его написать. Но в декабре прошлого года спор разрешился в пользу Берна. До этого момента швейцарский музей не мог распоряжаться коллекцией, и нынешняя выставка, которая планировалась в Бонне в 2016 году, была отложена до лучших времен. Теперь она наконец открылась, включив около 250 произведений: 60 картин, 5 скульптур и графику, среди которых произведения Макса Бекмана, Эдгара Дега, Альбрехта Дюрера, Аристида Майоля, Огюста Ренуара, Огюста Родена и другие, не менее значимые для истории искусства имена. О большинстве этих работ известно лишь то, что они были экспроприированы. 

Представлены и два фотоальбома с произведениями, предназначавшимися для музея в Линце. «Мыне могли ждать еще пять лет, пока ситуация прояснится. Чем дольше мы ждем, тем труднее будет выяснить происхождение этих вещей», — говорит Рейн Вольс. 

Ханс Кристоф. «Пара». 1924. Фото: Kunstmuseum Ber
Ханс Кристоф. «Пара». 1924.
Фото: Kunstmuseum Ber

Осенью 2018 года обе выставки объединятся для показа в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине. 

Художественный музей, Берн
Гурлитт. «Дегенеративное искусство».Конфисковано и продано
До 4 марта 2018

Бундескунстхалле, Бонн
Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия 
До 11 марта 201

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+