18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разыскиваются хозяева сокровищ Гурлитта

№59
Материал из газеты

Два музея, в Бонне и швейцарском Берне, выставляют сенсационную «коллекцию Гурлитта» в надежде на то, что обнаружатся наследники работ, конфискованных нацистами

Рисунок Адольфа Менцеля на выставке «Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» в Бундес­кунстхалле в Бонне — одно из немногих здесь произведений, происхождение которого известно. Он был на десятилетия спрятан в мюнхенском доме затворника Корнелиуса Гурлитта, тайно владевшего более чем 1,4 тыс. произведений искусства, обнаруженных в 2011 году и ставших сенсацией. Год назад этот рисунок, проданный под давлением за бесценок его владельцем в 1938 году арт-дилеру Хильдебранду Гурлитту, вернули его законной наследнице. «Для нас очень важно рассказать человеческие истории, стоящие за этими работами, в большинстве принадлежавшими евреям, у которых они были экспроприированы нацистами», — говорит Рейн Вольс, директор Бундескунстхалле с надеждой, что на выставку откликнутся и другие наследники. Параллельно с боннским показом в Берне открылась выставка «Гурлитт. Дегенеративное искусство. Конфисковано и продано». Они разные по концепции. Первая — о принудительном изъятии искусства у частных владельцев, вторая — о кампании гитлеровцев против «дегенеративного искусства», изъятого из музеев. Хильдебранд Гурлитт был одним из четырех арт-дилеров, которым нацистами было разрешено продавать эти конфискованные работы за границу за твердую валюту. У него было свое представительство в Гамбурге, он также торговал в оккупированном Париже, покупая вещи и для себя, и для будущего, так и не реализованного музея Адольфа Гитлера в Линце. 

Коллекция Хильдебранда после его смерти перешла сыну Корнелиусу. Когда в 2014 году он скончался, неожиданным бенефициаром его завещания стал Художественный музей в Берне, оказавшийся перед дилеммой, что со всем этим следует делать дальше. 

Семья Гурлитта опротестовала завещание Корнелиуса, аргументируя это тем, что он, будучи в очень преклонном возрасте, не мог его написать. Но в декабре прошлого года спор разрешился в пользу Берна. До этого момента швейцарский музей не мог распоряжаться коллекцией, и нынешняя выставка, которая планировалась в Бонне в 2016 году, была отложена до лучших времен. Теперь она наконец открылась, включив около 250 произведений: 60 картин, 5 скульптур и графику, среди которых произведения Макса Бекмана, Эдгара Дега, Альбрехта Дюрера, Аристида Майоля, Огюста Ренуара, Огюста Родена и другие, не менее значимые для истории искусства имена. О большинстве этих работ известно лишь то, что они были экспроприированы. 

Представлены и два фотоальбома с произведениями, предназначавшимися для музея в Линце. «Мыне могли ждать еще пять лет, пока ситуация прояснится. Чем дольше мы ждем, тем труднее будет выяснить происхождение этих вещей», — говорит Рейн Вольс. 

Осенью 2018 года обе выставки объединятся для показа в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине. 

Художественный музей, Берн
Гурлитт. «Дегенеративное искусство».Конфисковано и продано
До 4 марта 2018

Бундескунстхалле, Бонн
Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия 
До 11 марта 201

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+