18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотографии Кремля после обстрела осенью 1917-го собраны в одном альбоме

№59
Материал из газеты

Издание «Московский Кремль после артиллерийского обстрела осенью 1917 года» посвящено катастрофическому моменту столетней давности. Некоторых зданий, запечатленных на его страницах, нам не увидеть уже никогда

Это, конечно, альбом по истории архитектуры, но нетипичный, посвященный лишь одному катастрофическому моменту. Не созиданию, а разрушению. Между нами и снимками из альбома — ровно столетие. Основная их часть была сделана в начале ноября 1917 года, сразу после окончания боев в Москве, вспыхнувших 27 октября в результате захвата власти большевиками и продолжавшихся до вечера 2 ноября. Снимать израненный Кремль, подвергшийся артиллерийскому обстрелу, начали уже 3 ноября. 

Альбом открывает фотография, сделанная известным московским фотографом Дмитрием Гусевым: угловая мозаичная комната Малого Николаевского дворца с пробоиной в стене, с выбитыми стеклами, с полом, засыпанным каменными обломками.

Предваряет книгу обстоятельный исторический очерк ее составителя Ирины Пармузиной. Здесь подробно, со ссылками на прессу тех дней, письма и дневники современников, описываются московские события осени 1917 года. Далее следуют кадры разного времени. Каждому сопутствует комментарий — цитата из современного ему документа. Чаще всего из тех, которые составитель называет «самыми беспристрастными»: акты, доклады, протоколы осмотра поврежденных зданий. Все это писалось одновременно с фотосъемкой в рамках деятельности комиссий, фиксировавших разрушения строений Кремля. 

Часть фотографий была сделана с 5 по 16 ноября 1917-го сотрудниками фотоателье Петра Павлова. Эти снимки хранятся в Музеях Московского Кремля и публиковались в виде открыток. Другая часть того же собрания — стеклянные негативы с видами сооружений, бывших в ведении Дворцового управления: кремлевские башни, теремные церкви, Благовещенский собор... Все это снимал, по-видимому, в ноябре — начале декабря того же года упомянутый Гусев.

Некоторых зданий, запечатленных на этих страницах, нам не увидеть уже никогда. Пройдет всего 12 лет, и будет уничтожен Малый Николаевский дворец, интерьеры которого тут можно рассмотреть. Вместе с ним погибнет занимавшая во дворце два нижних этажа церковь Апостолов Петра и Павла. Тогда же разрушат стоявший рядом Чудов монастырь. Чуть раньше, в 1928-м, сгинет церковь Святых Константина и Елены. Труды реставраторов 1918-го пойдут прахом. Еще и поэтому вглядимся внимательнее в эти развороченные стены, в которых незадолго до момента съемки шла осмысленная, подробная, тщательно устроенная жизнь. Она пока не успела отсюда уйти. Здесь, на фотографиях, многое покалечено, но все еще живо. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+