18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотографии Кремля после обстрела осенью 1917-го собраны в одном альбоме

№59
Материал из газеты

Издание «Московский Кремль после артиллерийского обстрела осенью 1917 года» посвящено катастрофическому моменту столетней давности. Некоторых зданий, запечатленных на его страницах, нам не увидеть уже никогда

Это, конечно, альбом по истории архитектуры, но нетипичный, посвященный лишь одному катастрофическому моменту. Не созиданию, а разрушению. Между нами и снимками из альбома — ровно столетие. Основная их часть была сделана в начале ноября 1917 года, сразу после окончания боев в Москве, вспыхнувших 27 октября в результате захвата власти большевиками и продолжавшихся до вечера 2 ноября. Снимать израненный Кремль, подвергшийся артиллерийскому обстрелу, начали уже 3 ноября. 

Альбом открывает фотография, сделанная известным московским фотографом Дмитрием Гусевым: угловая мозаичная комната Малого Николаевского дворца с пробоиной в стене, с выбитыми стеклами, с полом, засыпанным каменными обломками.

Предваряет книгу обстоятельный исторический очерк ее составителя Ирины Пармузиной. Здесь подробно, со ссылками на прессу тех дней, письма и дневники современников, описываются московские события осени 1917 года. Далее следуют кадры разного времени. Каждому сопутствует комментарий — цитата из современного ему документа. Чаще всего из тех, которые составитель называет «самыми беспристрастными»: акты, доклады, протоколы осмотра поврежденных зданий. Все это писалось одновременно с фотосъемкой в рамках деятельности комиссий, фиксировавших разрушения строений Кремля. 

Часть фотографий была сделана с 5 по 16 ноября 1917-го сотрудниками фотоателье Петра Павлова. Эти снимки хранятся в Музеях Московского Кремля и публиковались в виде открыток. Другая часть того же собрания — стеклянные негативы с видами сооружений, бывших в ведении Дворцового управления: кремлевские башни, теремные церкви, Благовещенский собор... Все это снимал, по-видимому, в ноябре — начале декабря того же года упомянутый Гусев.

Некоторых зданий, запечатленных на этих страницах, нам не увидеть уже никогда. Пройдет всего 12 лет, и будет уничтожен Малый Николаевский дворец, интерьеры которого тут можно рассмотреть. Вместе с ним погибнет занимавшая во дворце два нижних этажа церковь Апостолов Петра и Павла. Тогда же разрушат стоявший рядом Чудов монастырь. Чуть раньше, в 1928-м, сгинет церковь Святых Константина и Елены. Труды реставраторов 1918-го пойдут прахом. Еще и поэтому вглядимся внимательнее в эти развороченные стены, в которых незадолго до момента съемки шла осмысленная, подробная, тщательно устроенная жизнь. Она пока не успела отсюда уйти. Здесь, на фотографиях, многое покалечено, но все еще живо. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+