18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Михаил Карасик, художник-график и куратор

11 декабря в Петербурге на 65-м году жизни скончался Михаил Карасик — популяризатор печатной графики и исследователь советской фотокниги. Последней его работой стала большая статья для каталога проходящей сейчас в Москве выставки Эль Лисицкого

Михаил Карасик родился в Ленинграде в 1953 году. Он окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена, с 1978 года участвовал в выставках, в 1988-м вступил в Союз художников. Среди специализаций печатной графики Карасик выбрал литографию. В 1987 году он начал работать в жанре livre d'artiste («книга художника») и в дальнейшем развивал это направление. Именно создание нумерованных изданий ограниченным тиражом в авторской печатной технике принесло ему известность. За свою жизнь Михаил Карасик создал более 70 авторских книг, став лицом русской «книги художника» на международном уровне. В 1993 году Карасик был принят в члены международного Гутенберговского общества. Выпущенные им книги представлены во всех крупнейших книгохранилищах мира, включая Британскую библиотеку и библиотеку МоМА в Нью-Йорке, — начиная с напечатанных в 1994–2000 годах книг на основе библейских текстов и вплоть до изданий 2006–2012 годов, осмысляющих в форме livre d'artiste опыт искусства революционного авангарда, советского конструктивизма и сталинской архитектуры.

Живший в Петербурге, городе с большими графическими традициями, Михаил Карасик одновременно наследовал и художественный перфекционизм мирискусников, и авангардные опыты футуристов. Одними из главных героев художника стали писатели-обэриуты. Под маркой «Хармсиздат» Михаил Карасик выпустил несколько авторских книг с текстами Даниила Хармса и стал одним из организаторов «Хармс-фестиваля» — пять таких фестивалей экспериментального искусства прошли в Петербурге с 1995 по 2005 год. Увлечение искусством авангарда оказало большое влияние на стилистику работ и художественный язык Михаила Карасика: работая в технике офсетной печати, он соединял массовые образы начала XX века с яркими цветовыми плашками, а футляр книги решался им как сложный оригинальный объект. Карасик с увлечением брался за инициативы, связанные с графикой, — в 2001–2005 годах он издал три выпуска альманаха печатной графики «Оттиск», выходившего тиражом 150 экземпляров. Михаил Карасик был куратором многих выставок петербургских современных художников. Библиофил и знаток советской фотокниги, художник стал автором ряда исследований о пропагандистских изданиях сталинского времени — в их числе «Парадная книга Страны Советов» (2007) и выпущенный в 2015 году немецким издательством Steidl подробный каталог фотокниг советской эпохи The Soviet Photobook 1920–1941 (совместно с Манфредом Хайтингом). В активе художника больше 20 персональных выставок в музеях России и всего мира. Последней работой Карасика стала большая статья для каталога проходящей сейчас в Москве выставки Эль Лисицкого.  

Прощание с Михаилом Карасиком состоится 17 декабря в 13:00 в большом зале Санкт-Петербургского крематория.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+