Леуварден объявлен культурной столицей Европы 2018 года

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

В городе на севере Нидерландов пройдет череда художественных выставок

Мауриц корнелис Эшер. «День и ночь». Фото: M.C. Escher Company B.V.
Мауриц корнелис Эшер. «День и ночь».
Фото: M.C. Escher Company B.V.

Нидерландский Леуварден, главный город на севере Нидерландов, объявлен культурной столицей Европы 2018 года. Напомним, что согласно этой инициативе ЕС ежегодно от одного до трех городов становятся центрами культурной жизни, и, соответственно, из бюджета союза выделяются дополнительные средства на развитие их инфраструктуры, реставрацию памятников и подготовку культурной программы. Почетный титул Леуварден завоевал в конкурентной борьбе с двумя другими претендентами из Нидерландов — Эйндховеном и Маастрихтом. В целом Леувардену выделено около €70 млн — на подготовку программы мероприятий, включая уличные праздники, музыкальные фестивали, театральные постановки и, конечно, музейные выставки. 

Питер Сковгаард (1817–1875). «Вид на гавань». 1850. Фото: The Skovgaard museum ,Viborg
Питер Сковгаард (1817–1875). «Вид на гавань». 1850.
Фото: The Skovgaard museum ,Viborg

Первая выставка открывается уже в декабре, но не в самом Леувардене, а в расположенном неподалеку Гронингене, где находится один из крупнейших в стране художественных музеев. В его стенах пройдет выставка «Северный романтизм. От Фридриха до Тернера», сфокусированная на пейзаже в романтизме Северной Европы. В конце января в Драхтене (30 км от Леувардена) стартует фестиваль «Дада в Dr8888», объединяющий серию выставок, посвященных De Stijl, дадаизму и экспрессионизму. Странная аббревиатура Dr8888 — это на самом деле название городского музея с впечатляющей коллекцией голландского искусства ХХ века. Центральная здесь фигура — художник и архитектор Тео ван Дусбург, который с Питом Мондрианом стал одним из основателей авангардного движения De Stijl, 100-летие которого широко отмечалось в Нидерландах в 2017 году. Кроме того, в период своего недолгого увлечения дадаизмом Тео ван Дусбург под псевдонимом I.K.Bonset в 1922 году издавал в Нидерландах дада-журнал Mecano. Экспозиция «После дада и De Stijl» состоит из двух частей и рассказывает о послевоенном искусстве Нидерландов, испытавшем влияние этих двух направлений.

Из арт-проекта «Пирамиды» для Royal Ticheloar. Фото: The Princessehof national museum of Ceramic
Из арт-проекта «Пирамиды» для Royal Ticheloar.
Фото: The Princessehof national museum of Ceramic

В самом Леувардене пройдет ретроспектива уроженца этого города, знаменитого графика-сюрреалиста Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972). Экспозиция «Путешествие Эшера» расположится в местном Музее фризской культуры. Более 80 литографий, а также гравюр на дереве и металле позволят проследить творческую эволюцию художника, увидеть ранние работы, созданные еще в Леувардене, серию произведений его итальянского периода и поздние гравюры. В свою очередь Национальный музей керамики Принцессехоф в Леувардене, обладающий одним из крупнейших собраний фарфора и фаянса, подготовил громкую выставку, чье название можно перевести как «Приключения керамики». В центре внимания здесь — зарождение и развитие традиций голландского фаянса и фарфора на протяжении нескольких столетий. Технология, заимствованная в Китае, была адаптирована местными мастерами, после чего стала предметом не только экспорта в другие страны, но и национальным брендом, благодаря в первую очередь делфтскому фарфору с его характерным сине-белым рисунком. В XVII веке в Делфте находилась одна из контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой завезли в страну образцы китайских сине-белых и полихромных керамических изделий. 

Китайский фарфор пользовался большим спросом, однако его доставка была сопряжена со множеством трудностей и рисков, что увеличивало его стоимость. Поэтому голландские мастера освоили выпуск искусных имитаций сине-белого китайского фарфора. Постепенно делфтские керамисты стали украшать свои изделия традиционными голландскими пейзажами и цветочными композициями. Благодаря высокому качеству изделия делфтских мастеров вскоре начали пользоваться спросом за пределами Голландии, и уже у делфтского фарфора появились имитации в других странах — достаточно вспомнить русскую гжель. 

Музеи и выставочные площадки провинции Фрисландия, Нидерланды

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+