18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург вспоминает одного из самых любимых архитекторов

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

В Эрмитаже покажут графику Джакомо Кваренги и карикатуры на него

Джакомо Кваренги. Терраса с лестницей и фонтаном в парке. Фото: Государственный Эрмитаж
Джакомо Кваренги. Терраса с лестницей и фонтаном в парке.
Фото: Государственный Эрмитаж

Итальянское трио архитекторов — Растрелли, Росси, Кваренги — создало тот Петербург первой половины его существования, который мы знаем сейчас. В 1994 году Государственный Эрмитаж показывал архитектурную графику Кваренги по случаю 250-летия со дня его рождения. Для классиков нет печальных дат, поэтому сейчас можно отмечать новым выставочным проектом 200 лет со дня смерти архитектора. 

Эрмитажный театр. Фасад со стороны Невы. Вариант.  Перо, кисть, тушь, акварель. 330 х 475. Фото: Государственный Эрмитаж
Эрмитажный театр. Фасад со стороны Невы. Вариант.  Перо, кисть, тушь, акварель. 330 х 475.
Фото: Государственный Эрмитаж

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в Рота-д’Иманья в провинции Бергамо в знатной семье. Учился в Риме на архитектора, был награжден прозвищем «тень Палладио». В 1780 году по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Срок контракта истекал через три года — но Кваренги задержался на всю жизнь. Одними из первых заказов архитектору, фактически проверкой на профпригодность, стали проекты Эрмитажного театра, Лоджий Рафаэля и Георгиевского зала Зимнего дворца. За следующие 25 лет по его проектам были построены Ассигнационный банк, Академия наук, Мальтийская капелла, Конногвардейский манеж, торговые ряды при Кабинете Императорского двора (Аничковом дворце), Нарвские триумфальные ворота, Екатерининский и Смольный институты. Самое фантастическое — что все эти здания сохранились и верой и правдой (конечно, не без участия реставраторов) служат людям. Наследию Кваренги в пригородах Петербурга повезло меньше. Уцелел Александровский дворец в Царском Селе, но погиб в войну Английский дворец в Петергофе. Смоленская церковь в Пулкове также разрушена в 1943 году, но была воссоздана. Правда, ландшафт изменился, и храм находится в сотне метров от исторического места.

Алексей Орловский. Карикатура Джакомо Кваренги. Фото: Государственный Эрмитаж
Алексей Орловский. Карикатура Джакомо Кваренги.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке собрано 100 произведений Кваренги: эскизы фасадов и чертежи построек, архитектурная графика (он был сильным рисовальщиком), а также карикатуры и шаржи, созданные художниками Александром Орловским и Орестом Кипренским. Помимо Эрмитажа, свои фонды раскрыли ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, музей-заповедник «Павловск», Галереи Академии (Венеция), Коллекция Кваренги и Академия Каррары (Бергамо), Национальный архив (Хельсинки). Из того, что нельзя увидеть в натуре, выйдя из Эрмитажа, назовем проект Биржи. Здание было разобрано еще при жизни архитектора, уступив место творению француза Тома де Томона. Перестройка Большого Каменного театра была поручена Томону, а не Кваренги, остались лишь эскизы итальянца. 

Из рисунков особенно интересны виды Сенатской площади с Медным всадником, Михайловского замка, Большого каприза в Царском Селе. Шаржи на Кваренги часто публикуются, но далеко не все. Из редких выставлены два: «Кваренги в виде амура» и «Кваренги на черепахе» Александра Орловского — голый старичок едет по петербургским болотам на фоне стрелки Васильевского острова.  

Государственный Эрмитаж
Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор и рисовальщик
9 декабря – 4 февраля 201

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+